Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

Эльбрус-2012. Отчет о поездке на Кавказ в 2012г.

11 июля, среда. Прилетел в Мин-Воды (потеряв по дороге защитный крем от солнца), трансфер в Азау. Заселился в отель Чыран-Азау. Сходил прогуляться в Терскол.

12 июля, четверг. Пошел на гору Чегет. Возле первого знака «погранзона» дорога повернула направо, а я пошел прямо за знак. Это была ошибка. Хорошая тропа до Северного приюта идет выше, от кафе Ай. А это тропа привела меня на дно озера Донгуз-Орун-Кель. Дно озера плоское, с небольшим понижением к востоку, причем более глубокая восточная часть была заполнена водой, а западная половина озера пересохла, обнажив дно. По дну озера я прошел до ручья Медвежий и пошел вверх вдоль ручья, с намерением его пересечь. Вскоре меня отловил пограничник и запретил пересекать ручей Медвежий. Он показал мне хорошую верхнюю тропу, и по ней я вышел к кафе Ай. Решил, что на сегодня хватит. Новое – увидел озеро Донгуз-Орун-Кель, долину ручья Медвежий и ледник Медвежий.

13 июля, пятница. Стандартный подъем на гору Чегет. У кафе Ай присоединился к группе – 4 словака и 1 словачка, и 3 девушки из Питера. Дошел с ними до верхней станции. Обратно спустился на канатке.

14 июля, суббота. Решил сегодня сходить на Ледовую базу. Ровно в 9:00 стартовал из отеля в Терскол. Шел по дороге, в 9:30 свернул на водопад. В 11:00 был у поворота на водопад, в 12:00 был у домиков, в 13:00 был на 105 пикете.
Хронометраж:
Терскол – водопад – 1,5 часа (11:00)
Водопад – домик – 1 час  (12:00)
Домик – 105 пикет – 1 час.   (13:00)

В 13:00 решил передохнуть и выпить чаю перед последним рывком. Когда одел рюкзак и готов был отправиться наверх, пошел дождь. Карабкаться под дождем по морене – удовольствие ниже среднего, да и поздновато было, но без дождя я пошел бы, а раз дождь, под давлением двух факторов (дождь и позднее время), решил возвращаться. Прошел вниз метров 200, и дождь перестал. Я стал думать, а может, повернуться и пойти наверх, пока далеко вниз не ушел, а сам тем временем шел вниз. Шел и размышлял. Потом мне в голову пришла мысль, что дождь – это знак свыше, чтобы я не шел на Ледовую базу так поздно. Когда до Терскола осталось 200м, опять пошел дождь. Купил в магазине домашнего айрана и пошел в отель.

15 июля, воскресенье – день триумфа, радостный день. Я совершил невозможное – взошел на Ледовую базу (в интернете приводится справка, что на этот маршрут требуется 2 дня). Стартовал из отеля в 7:00 без завтрака, точнее, выпил на завтрак 3 стакана айрана. За полчаса дошел до Терскола и в 7:30 стартовал из Терскола наверх к водопаду.
Хронометраж:
Терскол – водопад – 1,5 часа (9:00)
Водопад – домик – 1 час  (10:00)
Домик – 105 пикет – 1 час.   (11:00)

Отдохнул, выпил чаю и в 11:15 начал последний бросок. Оказалось, от 105 пикета к Ледовой базе есть вполне приличная тропа, и дойти до Ледовой базы можно примерно за 1 час. К несчастью, я потерял тропу. На тропу упало несколько огромных камней. Надо было перелезть через них и продолжать идти по тропе, а я не увидел тропы за камнями, зато увидел какое-то подобие тропы выше и поперся туда. Это оказалась ложная тропа, и через несколько шагов она кончилась. Мне пришлось лезть по огромным камням морены без тропы. Странно, но в этот момент мне вспомнилась Анара, а мысль была такая: видела бы Анара, в какую ж… я попал. Загадка сознания, блин… Я лез и лез, и конца ей было не видно. Наконец, я вылез на самый верх морены и увидел Ледовую базу на другой морене, состоящей из мелких камешков. Чтобы подойти к ней, пришлось пересечь снежник между двумя моренами. И вот я на Ледовой базе! Почувствовал огромное удовлетворение и важность исторического момента. Подумалось, что сюда доходили машины, или на ослах все завозили? До базы дошел в 13:00, т.е. за 1 час 45 минут, а из Терскола до базы дошел за 5 часов 30 минут. Из-за потери тропы почти час потерял. В 13:20 начал спускаться. Пошел наугад на запад, в сторону Бочек, вскоре показалась крыша домика, подошел к домику и увидел тропу, ту самую, которую я потерял при подъеме. Спуск прошел без приключений. По дороге зашел на то самое озерцо, на котором мы с Леной были в 2010г. В Терскол спустился в 17:00. Вспоминаю, и прям не верится, что я там побывал.

16 июля, понедельник. Решил дать себе день отдыха. Сходил сначала на поляну Чегет, потом на поляну Нарзанов, в итоге намотал километров 20.

17 июля, вторник.  Поход в ущелье Терскол. На обратном пути пошел искать «источник нарзана в 500м ниже Терскола» и попал на крутой обрыв, еле выбрался. Вышел к кафе Рахат.

18 июля, среда. Хотел сходить на Бочки, но не пошел из-за шеи. Шея сгорела, облезла и болит. А идти на Бочки – это целый день на солнце. Решил погулять по лесу. Искал тропу на поляну Нарзанов по правому берегу Баксана. Выяснил, что такой тропы нет из-за правых притоков Баксана. Высоко не поднимался, но походил хорошо. По дороге в отель поел земляники. Вечером познакомился с легендарным советским альпинистом Николаем Черным и долго с ним разговаривал.

19 июля, четверг. Сегодня последний день в Азау, решил повторить поход в ущелье Терскол. Поднялся максимально высоко. В ущелье много малины, зреет в августе.

20 июля, пятница. Переезд в Пятигорск. В 13:00 на вокзал подъехал Олейников и отвез меня к себе на дачу. Дача у него большая, но запущенная. На даче большой дом с огромной террасой, тоже запущенный. Мы с ним перекусили немного, и я пошел бродить по городу, а Петрович поехал в аэропорт за москвичами. Вечером я вернулся на дачу, и вскоре подъехал Петрович с москвичами. Познакомились.
Саша – 45 лет, из Воронежа.
Сергей – 45 лет, живет в Москве. Саша и Сергей – друзья, вместе учились в школе в Воркуте и до сих пор дружат.
Юля и Николай, на вид лет 35, москвичи.
Юля — высокая, стройная, кандидат медицинских наук, гинеколог.
Николай – крупный рыхлый мужчина, вроде как бизнесмен.
А Роман приехал на день раньше, 19 июля, и в тот же день уехал на поляну Хат-Хан-Су.

21 июля, суббота. Подъем в 5 часов, легкий завтрак, и в 6:00 мы выехали с дачи на поляну. Доехали за 3 с половиной часа. Проживание в двухместных палатках. Меня определили в одну палатку с Романом. Познакомились с гидом. Гид – Сергей Геннадьевич Ершов, майор, десантник. В 2011г. он руководил снятием вертолета с высоты 4820м, потом судился со своей частью, отсудил у них 90 дней отгулов и 60 дней отпуска и устроился работать инструктором к Олейникову на все лето. В этот день мы ходили на Джылы-Су, купались в ванне, потом ходили на нижний водопад Кара-Кая, очень впечатляющий.

22 июля, воскресенье. Сходили на Хижину. Дошли примерно за 4 часа. Я сделал хорошую заброску, занес и оставил ботинки Asolo и все теплые вещи для восхождения.

23 июля, понедельник. Снова подъем на Хижину, уже на восхождение. Я вышел пораньше с поваром Димой. Пока шли, болтали. А Катя-повар вышла еще раньше. Рюкзак у меня сегодня даже легче чем вчера, потому что все вещи на восхождение я занес вчера. Познакомились со вторым гидом, Андреем Пономаренко. Мы заняли легендарную Хижину, построенную Петровичем в 1992г., т.е. 20 лет тому назад. В хижине двухъярусные нары на 12 человек, но первые 2 ночи мы спали вчетвером (Саша, Сергей, Роман и я).

24 июля, вторник. После легкого завтрака в 7:00 вышли на скалы Ленца. Дошли до скал за 4 часа. Остановились на привал у второго креста, немного выше нижней скалы. Я очень сильно натер ноги языком ботинок. Оказывается, у этих ботинок есть такая особенность: когда идешь наверх, нужно расслабить шнуровку, чтобы между голенью и языком ботинка было свободное место, соответственно, когда идешь вниз, можно потуже зашнуровать, а я не знал этого и зашнуровал ботинки туго. Большую часть пути шли в связке, еще и поэтому я не стал перешнуровывать, чтобы не задерживать всю группу. На обратном пути несколько раз сфоткал пик Калицкого. Сергей-москвич по результатам выхода на скалы принял решение не восходить, т.к. у него сильно болело левое колено.

25 июля, среда. Сегодня день отдыха перед восхождением. После завтрака Сергей-гид посоветовал нам не сидеть, а подвигаться для лучшей акклиматизации, и ненавязчиво попросил нас помочь перенести к Хижине заброску с вертолета. Вскоре после завтрака я увидел, что гиды Сергей, Андрей и повар Дима таскают грузы внизу за озером. Я пошел им помогать (кстати, единственный из нашей группы).

В заброске было много дров в виде чурбаков, распиленных, но не порубленных. Мы их покидали на баннер и оттащили по снегу до начала подъема к Хижине. Потом потащили второй баннер с дровами, а сверху на чурбаки кинули батарею. Подошел помогать Казбек и занял место сзади справа сверху  (когда первый раз тащили, я там стоял). Я стал тащить сзади слева снизу, батарея съехала по чурбакам и сильно ударила меня по правой ноге, причем в то самое место, где у меня была потертость. Зачем Петрович закинул батарею в вертолет? Тайна сия велика есть…На хижине батарея абсолютно не нужна.

Но факт остается фактом – из-за этого нелепого инцидента мое восхождение оказалось под вопросом. И главное, пользы там от меня не было почти никакой, так, скорее моральная помощь. На ноге огромный синяк, при прикосновении болит, кожа порвана и кровоточит. Обработал ранку йодом и вспомнил, что в 2010г. взошел на западную вершину с огромным синяком на правой ягодице. Решил восходить, тем более что когда не трогаешь это место, то боль не чувствуется. Больше никуда не ходил, только по лагерю. В 6:00 лег спать, перед этим наклеил пластыри на пятки и на рану.

26 июля, четверг. Вчера Сергей изложил диспозицию – подъем в 23:30, завтрак в 00:00, выход в 01:00. Однако меня разбудили только в 24:00, соответственно, все сдвинулось, и мы вышли в 01:30. Я оставил между языком ботинка и голенью свободное место, чтобы язык не касался раны. Идти было терпимо, хотя боль чувствовалась. Привалы у нас были на 4820 и 5200, так что весь подъем разбился на 3 этапа:

3800 – 4820 дошли за 4 часа 40 минут в 6:10. Связались в связку у самого лагеря, и до нижней скалы Ленца шли в связке. На нижних скалах Ленца развязались. Первым шел гид Сергей, следующий Николай (как самый медленный в группе), затем я, за мной Юля, дальше Роман, Саша, замыкающий – Андрей.

У нас еще раньше выявилась четкая градация – Саша и Роман убегают вперед, Юля с Николаем плетутся позади, а я посередке, так сказать, «золотая середина». Первый этап я шел тяжело, напрягая все силы, чтобы не задерживать группу. Восход солнца встретили на высоте 4860м, на том самом месте, где упал вертолет, который снимал гид Сергей.

В 6:30 я стартовал с 4820 наверх. Так получилось, что я пошел один. Сергей, Саша и Роман вышли раньше и намного обогнали меня, а Юля, Николай и Андрей пришли на привал позже меня и остались отдохнуть.

С 4820 идет довольно крутой подъем по снежному полю в центре скал Ленца, мне показалось градусов 30-35. Я пристроился за девушкой Олей из Кисловодска, которая поднималась вместе с отцом. Этот участок я прошел неожиданно легко, организм, что называется, «заработал». Подобрал удобную для меня формулу дыхания – глубокий вдох – резкий выдох, и на выдохе обязательно сделать шаг вперед, пусть даже короткий, но обязательно шагнуть. И пока дорабатывал детали этого ритма дыхания/движения, незаметно «взлетел» на 5200.

Что интересно, когда вышел на 5200 и пошел направо почти без набора высоты, вдруг стало тяжело идти, и пришлось пару раз передохнуть. Вскоре дошел до Сергея, Саши и Романа, которые отдыхали на 5200 у последних камней скал Ленца. Посмотрел на часы – 8:30. Тут у меня заиграл адреналин, я почувствовал, что вершина близка. Но сил осталось немного, последний участок, причем пологий, я шел тяжело. Принял решение идти на вершину в максимально облегченном варианте (если честно, это у меня была «домашняя заготовка», я заранее продумал такой «фокус»). Снял теплую куртку и положил в рюкзак, надел флиску. Рюкзак оставил на камнях чуть в стороне от тропы. Термос с остатками чая тоже оставил в рюкзаке.

С 5200 до вершины идет длинный тягучий подъем, но не в лоб, а с уклоном вправо. И снова я вышел один. Сергей, Саша и Роман впереди, Юля с Николаем сзади. Я их даже не видел. Вообщем, после того как мы развязались, я все восхождение шел один. Вскоре догнал двух украинцев, но обгонять не стал, пристроился и пошел за ними. Они встают отдыхать – и я тоже. Когда они стали воду пить из бутылки, я не выдержал и попросил водички горло промочить. Видно, что им жалко было воды, но дали, и я сделал 3 глотка.
Наконец я вылез на вершинное плато, слева кратер, тропа поворачивает влево и идет до истинной вершины метров 250 практически без набора высоты.

И вот я на вершине! Время – 11:15. Таким образом, подъем занял 9 часов 45 минут. На вершине стоит тренога с надписью на всех трех сторонах «Краснодарский юридический институт». На камне лежит портрет девушки, и рядом табличка на латыни. Вид с вершины обалденный! Особенно на юг и на восток, вид на запад немного закрывает западная вершина.

К сожалению, гид не знал панораму, и некому было назвать нам вершины. Я самостоятельно определил знакомые вершины – Донгуз-Орун, Накра, Большой и Малый Когутай, Ужбу, Штаулер.

Прямо на юг передо мной вершины, Азау, Чипер-Азау, Эхо войны, но где из них какая я не смог разобрать. На юго-запад приметная гора с вертикальным провалом посередине, хотелось бы узнать что это за гора.

Подул холодный пронизывающий ветер, а я во флиске. Сказал Сергею, что замерз и потопал вниз. На высоте 5400 встретил 8-летнего мальчика Ваню с папой, которые шли на вершину. Вечером в лагере узнал, что они взошли. Спуск прошел без приключений. От нижних Ленца опять шли в связке. В лагерь я пришел ровно в 16:00.

27 июля, пятница. В 9:00 вышли вниз, дошли в лагерь за 2 часа, а Петрович уже нас ждет. Отдал Сергею спальник и палки, перебрал рюкзак и пошел к машине. Петрович не стал переезжать реку, поэтому мы перешли реку Кызылкол по шаткому мостику и в 12 часов выехали в Пятигорск. Так закончилось мое восхождение на Эльбрус в 2012г.

Автор текста, Сергей Здоров.