Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

комментарии

Смазка велосипеда

Смазка велосипеда.

Как и всякий механизм, велосипед нужно периодически смазывать. Причем смазывать его надо грамотно. Разные узлы велосипеда надо смазывать с разной периодичностью, и применять различные смазки. Некоторые узлы вообще смазывать нельзя (например, тормозные колодки, диски, обода), а некоторые, наоборот, приходится смазывать очень часто (например, цепь).

В велосипеде надо смазывать все шарнирные и подшипниковые узлы - втулки, ролики натяжителя цепи, рулевую колонку, педали а также каретку, если, конечно, она выполнена разборной. Кроме того, надо смазывать тросы переключателей передач и механических тормозов, а также сами переключатели. Не помешает слегка смазать резьбовые соединения перед затяжкой - потом их легче будет отвернуть.

Ну и конечно, те узлы, которые по определению являются гидравлическими - амортизаторы, тормоза, - надо заправлять именно тем маслом, который рекомендует производитель.

Есть и такие места, где смазка совсем не нужна, а скорее вредна. Это обода, тормозные колодки и тормозные диски. Если случайно масло попало на обод или тормозной диск, то его надо удалить чистой тряпочкой, иначе оно может нарушить нормальную работу тормозного механизма.

Масло также не полезно для покрышек и камер.

Цепь - это очень специфический узел велосипеда, поэтому смазка цепи - это отдельная тема для разговора.

При смазке велосипеда не надо жадничать - масла должно быть достаточно, чтобы подшипники не испытывали масляного голода. Но не нужно и переусердствовать, окуная велосипед в бочку с маслом - лишняя смазка будет вытекать, загрязняя велосипед и попадая совсем не туда, куда следует. Избыток масла может сослужить плохую службу - на замасленные поверхности сильно налипает грязь, которая потом попадает внутрь узлов. велосипеда.

Какие масла следует применять для смазки велосипедных узлов. Существует несколько разновидностей масел -

  • Аэрозольные смазки. Поставляются в аэрозольных баллончиках. Есть специальные масла для велосипедных узлов (как правило, для цепи). Для домашней веломастерской имеет смысл приобрести баллончик отечественного масла УНИСМА или импортного WD40. Они не только неплохо смазывают трущиеся поверхности, но также размягчают ржавчину и вытесняют воду (очень полезно, если на морозе замерз велосипедный замок). Эти масла можно использовать для смазки шарнирных соединений переключателей передач, при отворачивании заржавевших и прикипевших резьбовых соединений, а также для смазки цепи, переключателей и тросов в тех случаях, когда нет времени на более тщательную смазку.

    • Плюсы - аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла.

    • Минусы - часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр), поэтому пользоваться таким маслом надо аккуратно.

  • Жидкие смазки. Поставляются в флакончиках-масленках. Примером может служить индустриальное масло И5А, которым часто смазывают швейные машинки и дверные замки. В отечественных велосипедах таким маслом смазывали тормозные барабаны задних втулок. На современных спортивных велосипедах жидкие масла используются для смазки цепи.

    • Плюсы - точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в то место, куда это нужно.

    • Минусы - многие такие смазки на морозе густеют, и перестают нормально работать.

  • Густые, или консистентные смазки. Поставляются в банках или тюбиках. Именно такими смазками надо смазывать подшипниковые узлы велосипеда, тросы, резьбовые соединения, поэтому на них следует остановиться подробнее.

    • Литиевые масла. Примеры такой смазки - отечественные ЛИТОЛ-24, ЦИАТИМ-201, ФИОЛ-1, или импортный Lithium Grease (производства фирмы Weldtite). Соединения лития придают смазочным маслам такие полезные свойства, как антифрикционность, то есть "скользкость", и широкий диапазон температур, при которых масло сохраняет сои свойства, то есть не густеет и не выгорает. (Обычно литиевые смазки работают при температурах от -50º до +180º) К недостаткам масел на основе лития относят то, что они быстро вымываются водой, а также высокую химическую активность лития, из-за которой такие смазки не рекомендуется использовать с деталями из алюминиевых сплавов. Смазки на основе лития обычно имеют желтый или красный цвет.

    • Кальциевые масла. Смазки на основе соединений кальция очень хорошо прилипают к металлическим поверхностям и медленно вымываются водой, поэтому их часто используют в машинах, работающих во влажных условиях (например, на водном транспорте). Они неплохо защищают металл от коррозии, да и химическая активность кальция не такая высокая, как у лития. К недостаткам кальциевых смазок относят относительно узкий диапазон температур, при котором они сохраняют свои свойства (по сравнению с литиевыми), но для велосипеда эта характеристика масла не так важна (при температурах -30º до +50º будут нормально работать и те и другие, а вне этого температурного диапазона, как мне кажется, первым сломается владелец велосипеда, а потом уже смазка...) Смазки на основе кальция обычно имеют желтый или зеленый цвет. Такие смазки можно купить в изысканных велосалонах.

    • Графитовые смазки. Например, отечественное масло УССА. Графитовая пудра - сама по себе неплохая смазка, особенно для сильно нагруженных узлов. Важное преимущество смазки на основе графита - ее долговечность. После того, как основа смазочного материала выработается или выгорит, графит останется внутри узла и продолжает работать. К недостаткам таких смазок можно отнести то, что они очень хорошо пачкают все, что с ними соприкасается.

По-моему скромному мнению, для велосипеда начального уровня, лучшим выбором будут именно литиевые смазки, потому что в этих велосипедах мало деталей из алюминиевых сплавов, а используются такие велосипеды обычно в достаточно чистых и сухих условиях. Для владельцев дешевых велосипедов весьма важным критерием при выборе смазки является ее цена, которая у литиевых смазок оказывается вне конкуренции. ЛИТОЛ-24, ЦИАТИМ-201 можно купить в любых магазинах автозапчастей, где они стоят весьма недорого.

Для дорогих велосипедов имеет смысл применять кальциевые масла, потому что они не вступают в химическую реакцию с алюминиевыми сплавами, и не так вымываются водой.

Графитовые масла больше подходят для смазки резьбовых соединений.


Информация предоставлена Компаниец Максимом, www.bike-repair.narod.ru

Автор
Сообщение
13.09.05 15:20:02
Константин
У парня хорошие статьи по железкам, но по смазкам, мягко говоря, он не совсем владеет вопросом. Или хотел, ну очень доходчиво рассказать все своими словами, отсюда путаница в базовых понятиях и откровенные ляпы. Специалист, конечно поймет, что он хотел сказать, а если у человек мало сведущий?

Беглый взгляд на некоторые моменты:
* гидропривод дискового тормоза заправляют тормозной жидкостью, а не маслом;
* «Литиевые масла» - просто обалденно! Хочу масло из чугуна и кашу из топора! :-).
* ФИОЛ-1 – это не консистентная смазка (правильнее однако называть пластичная смазка), а как раз полужидкая смазка для централизованных систем смазки. ЦИАТИМ-201 не катит для основных узлов байка;
* Лучшие отечественные литиевые смазки работают мах. до 120 °С, а лучшие импортные дотягивают до 170 °С, а после этого им приходит кирдык, обычно вместе с узлом, в который они заправлены, т.е. неправильно подобранная смазка является причиной выхода из строя узла;
Дальше во всю статью нет желания вникать - времени йЁк -:(

Совет ребятам, у которых хорошие байки. Если уж потратили хорошие деньги на байк, то не поленитесь потратить 10 долл. на тубу с хорошей смазкой и желательно покупать их у людей, которые знают, понимают и могут внятно отвечать по своим смазкам.
Вот, к примеру [url=http://www.huskey.ru/HUSKEY's%20Greases%20for%20bicycles.pdf]…Смазки ХАСКЕЙ для велосипедов…[/url]
Там и форум по смазкам на этом сайте есть.

А если вы последуете совету Максима, то по его рекомендации байк нужно смазывать Солидолами. Именно Солидолы и есть кальциевые смазки, не масла конечно. А хуже Солидолов человечество ничего так и не смогло придумать.
Возможно, Максим имел в виду смазки на основе комплексных кальциевых мыл, но это уже совсем другая история…

Всем не пыльной дороги!
13.09.05 16:20:57
azik
--- гидропривод дискового тормоза заправляют тормозной жидкостью, а не маслом ---
Не совсем так HOPE, Shimano и многие другие - да! А вот магура, какие-то старые хаесы - все еще минеральным маслом!
14.06.06 23:16:11
Estonec
Товарищи, может мне кто подскажет, чем промывать от старой, почти окаменевшей грязи такие ответственные узлы как, например втулку... заранее благодарю…
14.06.06 23:25:25
azik
Такой ответсвенный узел как втулк не растает от бензина или какого нить другого киросина, ВД-40 и тд. Хочешь экзотики, - купи спец балон для отчистки от грязи, типа Педрос. Будет в 3 раза дороже и в 5 раз круто.

А ваще чтобы не парится покупайте качествнные втулки на промах (DT, Tune, Hope и тд) - и забудьте про втулки.
21.06.06 22:34:10
Estonec
Спасибо конечно, решил использовать ВДшку, в принципи даволен (ибо ничего другого не пробАвАл...).
P.S. Ради интереса, сколико на вашей памяти сломанных осей втулок, а то у миня в паследнее время появились сомнения по поводу моей совместимости с велосипедом...(((
21.06.06 23:02:37
cuca
Есть несколько.
Использование втулок не по назначению, типа исполнение метровых дропов на легких кантрийных и самых дешёвых непонятных втулках.
22.06.06 17:40:55
Estonec
Самое смешное, то, что ось переломилась во время поездки в жутко медленном темпе по моему родному городу, без исполнения каких либо трюков...
Однако я не отчаялся, и просто сделал себе новую ось, (благо работаю на заводе...) но вот не знаю, стоит ли её закалить, ибо по всем правилам, подобная деталь должна обладать повышенной жесткостью, а родная ось не была закалена...
Если можете подсказать правильное решение, то, пожалуйста, подскажите.
Заранее благодарю.
25.06.06 02:18:49
Kosharik
Насчет смазок на основе комплексных кальциевых мыл: у нас в космической отрасли для смазки близких велосипедным по хим. свойствам ал. сплавов и резин. уплотнений используют ЦИАТИМ-221. См. кучу ссылок на Яндексе. Я на заводе взял пузырек, и мажу им. У него широкий диапазон температур, отличная стойкость ко всяким агрессивным средам.
26.06.06 09:31:58
Лахматый Йо
КАсательно оси: безусловно закалить будет лучше - вот только потом кажется ее надо заново выводить-шлифовать - в процессе закалки ее поведет...+ обязательный отпуск, иначе она хрупнет на первых кочках!
...............
Личное мнение Лахматова - на объективность не претендую!
..............
так назваемые Хай-Тек оси делают действительно закаленными на всю глубину и термообработанными, но: делают из целиком закаленного стержня, который обтачивают и впоследствии шлифуют! (ессно, точение твердосплавными пластинами...)
..............
20.10.06 01:11:52
robocomp
Слышь, а с кем это ты сейчас разговаривал?
20.10.06 16:54:00
Лахматый Йо
датак, васпаминания вслух...
Робо-удод нна! :)
28.04.08 02:21:42
Estonec
Уважаемый Йо, в процессе закалки, её может повести так, что шлифовать станет не возможным, а может и воопще не повести если например калить в ТВЧ печи, и отпуск, означает что будет убрано внутреннее напряжение (т.е. она не загнется в будущем). К тому же многое зависит от того, до какой твердости её закалить, если к примеру едениц до 50 HRC, то она приобретет свойства стекла, т.е. будет очень твердой и соответственно очень хрупкой. Далее: закалка - это есть один из аспектов термообработки, а "стержень" (пруток) можно закалить и после предварительного точения, и не выгрызать его потом пуская пар из задницы.
P.S. только не подумайте что я 2 года ответ готовил))), просто я опять себе велик купил...)))))
28.04.08 12:42:14
Лахматый Йо
Уважаемый Эстонец!
прочитав ваш ответ, осознаю что мы говорим об одном и том же разными словами.
Но все-таки пару дополнений:
1. Если производиться термообработки целиком, а затем "выгрызается" конечная деталь - то эффект остаточной деформации от термообработки сводиться к "0".
Поскольку деталь небольшая, и твердость ей требуется отнюдь не инструментальная (50 HRС и выше), то данный подход логичен. А учитывая распостранненность использования твердосплавных режущих материалов - никаких проблем с реализацией не представляет.
2. Касательно закалки после предварительного точения: я всего лишь выразил сомнение. В смысле: надо быть точно уверенным, что оставленного припуска вам хватит для устранений остаточных деформаций от термообработки.
3. "может" или "не может" повести деталь в процессе термообработки - на этот вопрос можно ответить, представляя форму детали (ось), материал детали (какой вы использовали - х.з.; Ст.3 - мне кажется в данном случае не подойдет :) ), а также способ крепления детали в закалочной печи и режим термообработки (самое практичное в данном случае - вывешивание оси на проволочке).
4. Главный бонус печки ТВЧ - быстрый нагрев детали-заготовки. То есть сокращение времени рабочего цикла термаобработки. Температурные условия - абсолютно одинаковые.

Кроме всего вышеперечисленного, могу с уверенностью вам сказать: при термообработке ВСЕГДА появляются остаточные эффекты в виде деформации по крайней мере верхнего слоя материала. Другое дело, являются ли они значительными помехами или нет.
Произвести изменение структуры стали (а именно это и есть закалка) с абсолютным отсутствием деформаций на данный момент - практически неосуществимая задача. (под абсолютным подразумевается отсутствие изменения формы детали и параметров поверхности более чем на 0,001 мкм.

PS Если чо - прастити за подробности. Я еще как бы сдерживал себя. :)
29.04.08 00:45:41
Kross
Да видно Сергей, что вы не зря протирали штаны в МГТУ им. Н.Э.Баумана 6 лет!! И кажется, у вас была кафедра "Технология машиностроения"!! Так что всем слушать, и не вступать в перепалку!!
29.04.08 01:52:11
Estonec
Уважаемый Йо, скажите если не секрет, работали вы по специальности или же всетаки нет???)
29.04.08 09:08:46
Лахматый Йо
первые два года - да, по своей прямой специальности.
Из них первые два месяца стажировался в качестве наладчика станков с ЧПУ.
30.04.08 21:44:45
Estonec
Сергей, а какой разряд(разряды) вы имеете?
И какая же ваша прямая специальность?
Если опять же не секрет...
04.05.08 11:44:57
Лахматый Йо
Какой-такой разряд-подряд?! 2-ой, шахматный, был. :)
Если серьезно: официально нет у меня никаких разрядов.
Неофициально - наверное где-то 5-ому разряду токаря-универсала соответствовал (во время стажировки мастер участка сказал, что если еще месяц проработаю, сдам экзамен - присвоят 5-ый. но зачем это мне, инженеру? :)
А так: инженер-технолог машиностроения (151001)
12.05.08 12:25:22
Estonec
Сергей, просто я тоже инженер технолог, если конечно перестану сейчас сидеть в сети и займусь наконец дипломом, оператора ЧПУшки у меня к сожалению 3ий, зато есть есчо два 4ых токаря и фрезеровщика, на данный момент не закончив пока обучения, работаю инженер-технологом в НИТИ так что мы с вами в принцЫпе коллеги (ну по образованию).
12.05.08 12:55:56
Лахматый Йо
Поздравляю :)
Только если вы хотите это пообсуждать - давайте в другой теме. ;)

PS Саша, плиз вынеси обсуждение втулки-закалки и прочего в отдельную тему, а? А то это не по теме здесь.

Необходимо авторизоваться