Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

комментарии

Холостов Алексей Иванович

Холостов Алексей Иванович. Спортом я увлекся достаточно поздно - в 8-м классе. Причем всегда был сначала тренером, а потом спортсменом, т.к. тренировался только самостоятельно. Начал с гимнастики: все гимнастические снаряды были самодельными. В лыжи пришел по воле случая из-за своего постыдного поступка. Вот как это было. В 9-м классе меня - гимнаста - выставили на районные соревнования... по лыжам, к которым, понятно, не был готов ни физически, ни морально. На полдороге силенки иссякли и, чтобы как-то доковылять до финиша, решил срезать дистанцию. И вдруг...меня объявляют победителем да вдобавок прославляют в районной газете. Стыдно было, очень стыдно. Чтобы реабилитироваться перед знакомыми, близкими и, прежде всего перед самим собой, забросил гимнастику и начал добросовестно готовиться к лыжным соревнованиям. По-прежнему самостоятельно, с множеством ошибок, но выбора не было, т.к. в нашем Истринском районе (Московская область) не было тренера по лыжам. В 10-м классе думал не дождусь этих соревнований. Стартую и... выигрываю. Как же приятно побеждать в напряженной, трудной и главное - честной, спортивной борьбе. О, спорт, ты - чудо! - именно такая перефразировка кубертеновского "О, спорт, ты - мир!" больше всего тогда соответствовала моему душевному состоянию.

По окончании школы сомнений с выбором профессии не было - только ГЦОЛИФК. Однако произошла осечка - не выдержал испытания вступительными экзаменами. Вместо студента на 3 года стал армейцем. После армии, опять же только со второй попытки, поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской. Учебу, работу упорно сочетал с напряженными тренировками. Своего индивидуального спортивного Олимпа все-таки достиг: в 32 года мне присвоили звание "Мастер спорта СССР".

В 1965 году открыл свою спортивную школу в регионе с численностью населения всего около 8 тысяч, из них детей школьного возраста не более 800. При таком ограниченном выборе контингента занимающихся к старту XXI столетия среди моих многочисленных учеников два олимпийских чемпиона - Николай Зимятов и Светлана Нагейкина, 3-кратная победительница Всемирных студенческих игр Юлия Леменчук, 15 мастеров спорта, 26 кандидатов в мастера спорта. Наиболее плодотворными были 80-е годы. После триумфальных побед Николая Зимятова на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде я, как личный тренер, был удостоен звания "Заслуженный тренер СССР" (1981 г.). Заслуженными тренерами стали и мои воспитанники - Николай Семенович Зимятов и Михаил Васильевич Самойлов.

В работе с лыжниками разного возраста всегда исключал форсированную подготовку, погоню за скороспелыми результатами. Строгое выполнение этих основополагающих для лыжника-гонщика требований позволяет, например, Светлане Нагейкиной готовиться к своей пятой Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002 г.). Уверен, что и Николай Зимятов мог бы продлить свой олимпийский спортивный стаж.

Ученики радуют меня также тем, что около 40 воспитанников пошли по моим тренерским стопам, закончили физкультурные вузы. Правда, сейчас, к своей великой горечи, вынужден отговаривать учащихся от таких решений, т.к. полностью разделяю сказанное кем-то: "...ныне в России кличкою презренной стало слово "педагог"". Я благодарен своим выпускникам за то, что никто из них не ушел в преступный мир, не заразился алкоголем, наркотиками, лишь очень немногие слегка покуривают. А какой радостью я был переполнен в минуты звучания гимна Родины и подъема Государственного флага в честь олимпийских побед моих учеников. Ради всего этого стоит жить и работать, работать тренером. Надеюсь, нет - уверен в скором возрождении былого почитания физически тяжелого и морально изнуряющего педагогического труда.

Для меня до сегодняшнего дня остается кумиром Павел Константинович Колчин, которого безмерно уважаю как "трудягу", интеллигента, новатора. Всегда стремился быть похожим на него. Хотелось бы, чтобы и среди ныне действующих тренеров потомки смогли отыскать подобные примеры.

Для воспитания будущих олимпийцев тренеру надо просто работать, работать честно и творчески, не забивать голову наградами, благодарностями, поощрениями. Не помню, кто мудро заметил: "Наша работа неблагодарна, зато - благородна!" Специфика тренерской деятельности требует постоянного самосовершенствования. Мои, к примеру, потребности в знаниях институт удовлетворил процентов на 25, остальное пополнял и добывал в специальной литературе, многочисленных наблюдениях, в беседах и спорах с коллегами, на тренерских семинарах и конференциях, через общения с сотрудниками КНГ, когда здесь работали специалисты, разбирающиеся в специфике подготовки лыжников-гонщиков, а не "сборщики" материала для своих диссертаций. Несмотря на беспрерывное обогащение, с увеличением стажа работы возрастало понимание и ощущение того, что знаю и особенно умею все-таки маловато, остается много неосвоенного, невнедренного.

Физкультурным учебным заведениям, по моему глубокому убеждению, надо пересмотреть соотношение теоретической и практической подготовки будущих специалистов. Ведь никто никогда не утверждал, что наука дает истинные, действительные знания, ибо наука есть некое приближенное описание действительности и всякая теория создается с целью объяснения уже имеющихся фактов, прогноза их развития на будущее. Поэтому уже в студенческие годы крайне важно научить пользоваться знаниями на практике, чтобы знания приумножались опытом.

Тренеру невозможно плодотворно и полноценно работать без понимания и поддержки семьи, особенно жены. Мне с Лидией Александровной удалось создать и сохранить крепкую семью. Во многом благодаря этому я состоялся и как спортсмен, и как тренер.

Спасибо вам, родные!

Источник: Раменская Т.И. Россия-великая лыжная держава ХХ столетия //М:СпортАкадемПресс, 2002. С. 154-157


Необходимо авторизоваться