Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

комментарии

Шахдара - Гунт - Обихингоу 2005. Тех. отчёт.

Шахдара - Гунт - Обихингоу 2005

Бета-версия

(технический отчёт в свободной форме о водно-туристическом мероприятии на территории Западного и Северо-Западного Памира, проведённом в сентябре 2005 года)

Содержание

oПредисловие

Это бета-версия отчёта. В ней не хватает исправления Юриных замечаний (а он утверждает, что они у него есть), а также описания самых нижних участков Шахдары и Гунта, которые я не шёл. Ещё в "релизной" версии будут схемы Шахдары и Гунта (уже готовы, но пока не решено как выкладывать) и, наверное, фотки. Coming soon...:)
Часть фоток уже можно посмотреть.

Отчёт написан мной (Pooh'ом), поэтому, несмотря на стремление писать максимально объективно и прохождения данным текстом стадии согласования с товарищами (в этой версии кроме Юры), мнение автора может не совпадать с мнением редакции, с мнением соучастников и вообще с каким-либо мнением.
Ни с кем не согласованное мнение вынесено в отдельный документ - "Субъективные мысли о пройденном".

По имеющейся информации, про наше мероприятие существует (будет существовать) в бумажном виде версия отчёта в форме МКК, основанная на данном тексте. В жизни использовать МККшный отчёт не следует, в связи с возможными искажениями текста, навязанными МКК-формой.

Вопросы, предложения и прочее можно писать в коментариях, либо мне в почту.

o

Сокращения и обозначения.

Люди.

  • Алекс – Алекс Корчмар.
  • Вася – Василий Воробъев.
  • Вова – Вова Шавлаков.
  • Костя (папакостя) – Константин Петров.
  • Паша – Паша Петров.
  • Юра – Юра Воронов.

Сплавные единицы.

  • Тритон. Катамаран двойка (промышленный – модель «Тритон-2»), основной экипаж Вася-Костя. На некоторых, отдельно указанных участках, управлялся экипажем Вася-Юра.
  • МП. («Мороз и Пушкин»). Катамаран двойка («огромный, самодельный, с вечно расползающимися носами, из которых нагло торчат баллоны во избежание скверны»), основной и единственный экипаж Паша-Вова.
  • Юра. Каяк Diesel 75?. Экипаж – Юра.
  • Алекс. Каяк Blisstick???. Экипаж – Алекс.

Стантдартные.

  • ЛП. Левый поворот.
  • ПП. Правый поворот.
  • ЛБ. Левый берег.
  • ПБ. Левый берег.

Общие сведения.

  • Время в Таджикистане официально Московское +1 час. В ГБАО используется неофициальное уличное время равное Московское +2 часа.
  • Карты есть здесь (были 27.01.06)

Организация доставки.

o

Транспорт.

Москва (Домодедово) – Душанбе. Душанбе – Москва (Домодедово).

Летали рейсами авиакомпании Точикистон.

Из-за изменений курса доллара цена на билет получилась 7294 и 7073 соответственно.

Всего в день два рейса на самолёте ТУ-154 в обе стороны.

Лимит бесплатного багажа – 20 кг на человека. Плата за перевес – 1% цены билета за 1 кг.

Грузчики в аэропорту Домодедово туда грозили тем, что наши вещи могут полететь не с нами, а через день-два. Гарантия улёта вещей с нами была достигнута ценой 1000 р., выданной грузчику.

Оплату перевеса на обратном пути осуществляли по договорной (с оформителем багажа) цене. Перемещение по аэропорту Душанбе в районе Домодедово осуществляли (учитывая опыт 2003 года) исключительно строем и, в связи с этим, подарок работникам таджикской таможни (100 руб) делали от лица всей группы, а не от каждого по отдельности.

Душанбе – сопровождение по маршруту – Душанбе.

Предварительной договорённости с транспортом достигнуть не удалось.

Авиарейс из Душанбе в Хорог бывает при лётной погоде (иногда её не бывает по 2 недели) 1 рейс в день минимум, при большом кол-ве народу летает до 4-х рейсов в первой половине дня (до 15 по местному). Билеты разбираются очень быстро. Время перелёта около 1 часа.

Авторейсы Душанбе-Хорог идут регулярно (по мере наполнения УАЗов). Начало на рынке в Душанбе. Там же можно попытаться найти машину на весь маршрут, также можно искать на рынке (или просто в городе) в Хороге. Цена – 300$ за рейс (машина целиком). Время в пути около 20 часов.

Время заброски от Хорога до Сеждского непрохода около 5 часов.

Пропуска и регистрация.

Пребывающим на территории Таджикистана необходима регистрация в течении 3 дней с момента прибытия (проверят при выезде).

В наши сроки необходим был загранпаспорт, сейчас снова можно без него.

Для пребывания на территории ГБАО необходим пропуск, а также страховка (стало необходимо с июля), проверкой этих документов занимаются пограничники (будут заниматься если не удовлетворятся общением с водителем – в нашем случае удовлетворялись).

Для нас оформлением документов занималась ОАО "Интурист Тоджикистон ", работу которой можно признать неудовлетворительной.

Контакты.

ОАО " Интурист Тоджикистон "

hotel@tojikiston.com

Тел: (992 372) 21 69 46

21 32 44.

918 66 20 29 м.

Контактное лицо Хасан Ашуров.

Занимались оформлением пропусков и регистрации, цена 85$ с человека, мы сторговались за 75 мотивируя плохой их работой.

Связываться с этой компанией настоятельно не рекомендуется.

Несмотря на заранее посланные данные оформление началось только в момент нашего приезда и происходило только под нашими пинками. Нас в течении всего дня уверяли что через 2-3 часа всё будет и нам ничего не надо делать, но через 2 часа всё оставалось как было без изменений. Изначально была заявлена цена 35$ с человека, истинная цена выяснилась по приезду. В целом проще, дешевле и быстрее будет договориться непосредственно с ОВИРОМ.

Махмаджанов Замир

Тел: (992 372) 35 46 29

935 55 04 77 (м.)

Можно связываться через его сына Озара:

Тел: (992 372) 35 98 17

taretto1987@rambler.ru (правда, читает он его, кажется, нерегулярно)

Водитель машины УАЗ. В основном зарабатывает на рейсах Душанбе-Хорог (11 человек по 80 сомони, +20 за багаж).

За 00 сопровождал нас по всему маршруту от Душанбе до Душанбе (еда наша). Ещё с нами ехали его сын и напарник.

Надёжный и обязательный товарищ с пробивной способностью, но за 15 дней достал регулярными попытками содрать с нас ещё денег несмотря на и так высокую цену.

При заезде в верховья Обихингоу ругал дорогу и не хотел туда ездить ещё, но при прощании в Душанбе сказал, что если очень надо то съездит.

Michael Davis

The Great Game Travel Company Limited

http://greatgametravel.co.uk

Member of the Travel Trust Association: R9990

info@greatgametravel.co.uk

+992 (372) 246916 Tajikistan office

+44 (1763) 220049 for UK office.

Майкл Дэвис – представитель британской тур фирмы, занимающейся организацией туров по Таджикистану. (Несмотря на название фирмы услуги русским тоже оказывает ) Таджикский офис находится в Душанбе, сам он живёт там же. Часто ездит по всему Таджикистану и по Памиру в частности. Знает английский и таджикский языки. При невозможности писать на них, допустимо использование русского – видимо у него есть переводчик.

Оказываемые услуги:

  • Транспортные услуги (цена зависит от типа машины)
  • Оформление пропусков и регистрации (условия можно найти на их сайте)

Бардинов Бардин

Таджикистан, ГБАО, р-н Ишкашим, к-к Рин, Бардинов Бардин Джумалихонович.

Тед. (750600)4-15, (750600)1-49

Душанбе, ул. Рудаки 29, кв. 12, Джумалихонов Кубатхон.

Тел. 992 (372) 24-64-34 (его брат)

Владелец частной машины УАЗ (буханка) с маленьким(но достаточным) багажником. Живёт в Ишкашимском районе.

Контакт известен по походу 2003 года. На этот раз он ответил только на первое письмо. По телефону связаться удалось только с его братом и то безуспешно. В случае удачи возможно ожидать несколько меньшей цены чем у Душанбе-Хорогских таксистов.

Хасанов Садулло

Our address in Uzbekistan: Tashkent, Farkhadskaya str. 20-8

Tel/fax: (+998 712) 50-87-37; mobile:(+998 71)187-93-21;

Head office in Tajikistan: Dushanbe Tel:(+992 372) 24-09-06;

Branch office in Khujand: tel: (+992 3422) 4-30-20;

Branch office in Penjikent: tel/fax:(+992 3475) 5-31-34; tel:5-50-88;

E-mail: adventure@pamir-travel.com

E-mail: sadoullo@mail.ru

E-mail: sayoh@mail.ru

E-mail: khilmira@mail.ru

Web-site:http:/www.pamir-travel.com

Оказываемые услуги:

Оформление пропусков - около 50$ с чел.

Оформление регистрации - 25$ с чел.

Сроки оформления – 20 дней.

Предоставление автотранспорта – 150$ в день.

Сергей Воронин

Kyrgyz-Dutch Joint Stock Co. "Horizon Travel"

Fax/tel.: +996 312 645147 <==== NEW

Tel.: +996 312 645572 <==== NEW

27 Umetalieva str., Bishkek,

720017, Kyrgyzstan, CIS

E-mail: horizon@elcat.kg

http://www.horizon.elcat.kg

Чуть не забыл!

Среднеазиатский бог туризма и заброски!

Живёт и оперирует в Киргизии (Бишкеке). На территории Таджикистана может помочь полезным контактом и советом (и этого не стоит недооценивать).

o

График движения.

День

Дата

Участок пути (события дня)

Ходовое время (если есть)

1

29.08

Москва – Душанбе. Оформление документов.

2

30.08

Душанбе – Стоянка перед Сеждским непроходом.

рахдара

3

31.08

Стапель. Советобадский каскад, лесной участок.

Стоянка там же.

2:00

4

01.09

Каскады Бедиз, Сорж, Рошткалинский

Стоянка там же.

4:20

5

02.09

Сеждские Водопады, каскад Чагев.

Стоянка в саду кишлака Миденшарв (100р).

Около 5 часов

6

03.09

Каскады Чагев, Нижний, Реджист.

Стоянка в гостинице в Хороге.

8:00 из них около 1 часа ремонт Тритона

рунт

7

04.09

Ездили на гор. Источники вверх от Гунта по Памирскому тракту, во второй половине дня (после 1200) шли

5 км выше к Шазуд – за Сардемским каньоном.

Стоянка перед Чартымским завалом.

2:30

8

05.09

К.Тангиф – 3 км до №26

Около 9 часов

9

06.09

3 км до №26 – к.Гееджак

8 часов из них 2-3 на попытку восстановления каяка и ранний обед

10

07.09

к.Гееджак – к. Сангиф

Около 5 часов

11

08.09

К.Сангиф – за устье Шахдары

Около 5 часов

рахдара

12

09.09

К. Хидорджев –Гунт за устьем Шахдары

Переезд к перевалу Хабуробот. Ночёвка на столе.

Около 4 часов

13

10.09

Переезд До Тавильдары и затем до к. Лоджирк.

14

11.09

Выход на горное озеро.

8 часов

рбихингоу

15

12.09

к.Сангвор(Верхний) – перед пор. Малый Камикадзе

На обеде антистапель МП.

стоянка за 2 км выше к.Лянгар в саду.

Около 7 часов

16

13.09

Перед пор. Малый Камикадзе – устье р.Рагноу.

Антистапель Тритона.

Ночёвка в к.Сабзихарв.

4:30

17

14.09

Днёвка на Голубом озере.

18

15.09

Голубое Озеро – г.Душанбе.

Ночёвка на квартире у Замира (водителя).

19

16.09

г.Душанбе – г.Москва

o

Техническое описание маршрута.

  • Приведённые рекомендации и сделанные выводы в случае отличного от нашего уровня воды (и уровня подготовки группы) могут требовать корректировки.
  • Ссылки на участки каскадов даются как Б№, где Б – буква каскада, № - номер из этого описания. (у Сеждского непрохода-каскада буква Ж)
  • Если не упомянут берег просмотра, то подразумевается берег, по которому идёт основная дорога вдоль реки.
  • Про трудность (шкала несколько отличается для порогов коротких и длинных)
  • (Л) - Взрывные на Б. Зеленчуке (на майские праздники)
  • (С) – Пушка там же. (На Гунте встречаются пороги сложности С, но следует учитывать, что они значительно сильнее давят на психику, благодаря в 3-4 раза большему расходу)
  • (Т-) – Солёные скалы без Кирпича и Затычки на Б.Лабе (в воду майских пр. 2004)
  • (Т) – Прощай Родина там же. (правда коротка он для Т %), Киши на Белой
  • (ТТ) – Езгандский на Обихингоу по большой воде. Общеизвестных примеров не знаю пока…
  • (ТТТ) – №27 (пороги под Голубым озером) на Обихингоу по большой воде. Общеизвестных примеров не знаю пока…
  • Буквы трудности не являются взаимооднозначной заменой традиционным цифрам по советской шкале (например 6 это ТТТ и, в некоторых случаях, ТТ, а 4 это что-то среднее между С и Т). Собственно, шкала вводилась для удобства описания данного маршрута и в силу того, что цифры не так удобны для этой цели.

o

р. Шахдара. (уровень воды – средний)

Пороги Шахдары, в основном, сгруппированы в каскады. Поэтому не все имеющиеся на реке пороги описаны. Тактика прохождения не попавших в описание частей каскадов должна выбираться на месте. Цель составления описания – дать представление о ключевых точках каскадов и их взаимном расположении.

В случаях когда описание каскада разделено на части и для каждой из них указана трудность, буква трудности в заголовке каскада указывает на уровень сложности, который необходимо преодолеть, чтобы чувствовать себя в каскаде уверенно (т.е. быть способным пройти каскад с обносом конечного числа участков и не быть унесённым в эти участки).

Участки Шахдары проходили в неестественной последовательности. Наша последовательность прохождения выбиралась таким образом, чтобы сложность проходимых участков возрастала и к моменту прохождения (вероятного) Сеждского непрохода группа была бы достаточно «раскатана».

31.08.05

(Утром часть группы осмотрела Сеждский непроход и водопады)

Пройденный участок: 5-6 км выше к.Советабад – стоянка 300 м выше Сеждского непрохода.

Затраченное время – около 2 часов.

Интересность отрезка низкая, складывается из низкой сложности Советабадского каскада и большой продолжительности следующего за ним лесного участка.

Выбор места начало сплава – выше него просматривается продолжительный плёсовый участок, ниже него в 500 м начинается Советабадский каскад.

Препятствия:

Советабадский каскад (Л).

Просмотр необязателен. Взаимостраховка.

Ориентир: Каскад хорошо виден с дороги при заброске.

Пройденный нами участок начинается на 500 м ниже места нашего начала сплава, заканчивается через ~1,2 км.

Характеристика – непрерывный каскад простых порогов, образованных довольно крупными камнями, между порогами иногда встречаются недлинные (до 100 м) прогонные участки. Низкая сложность объясняется малым расходом.

Проходили походной колонной. Верхнюю часть (около 500 м) каскада каякеры шли 2 раза.

В районе кишлака Советабад река проходит через красивый каньон (без порогов).

Ниже к.Советабад – лесной участок. По берегам и иногда в воде – деревья и кусты, частые разбои.

01.09.05

Пройденный участок: Начало каскада Бедиз – мост в к-ке Рошткала.

Затраченное время – около 5 часов.

Участок позиционировали как тренировочный перед прохождением (или непрохождением) Сеждского непрохода. Хотя и сам по себе он очень интересен.

Выбор места начало сплава очевиден. Перед ним продолжительный плесово-лесной участок с единственным локальным порогом (пор. Шахрез) от самого Сеждского каскада.

Препятствия:

Каскад Бедиз (С)

Ориентиры – конец плёсового участка с лесом на островах. Начало на левом повороте. По берегам и в русле крупные камни. Через 200 - 300 м – мост (в начале каскада с воды не виден). Правый берег (за дорогой) – отвесная скала. (доп. Ориентир, т.к. отвесных скал там много).

Характеристика – каскад длинной около 300 м, заканчивается на 50 м ниже моста.

Много крупных камней по берегам и иногда в русле, общий характер аналогичен характеру Советабадского каскада, но расход значительно больше. Присутствуют улова практически на всём протяжении каскада. Самая сложная часть начинается после ПП и заканчивается под мостом – в ней присутствуют довольно крупные бочки и сливы.

Шли от «улова до улова». Просмотр с воды. Взаимостраховка.

Прорыв Цорч. (Цорж, Сорж, Сорч, «Торч» ) (C+)

Около 15 минут сплава по быстротоку от окончания каскада Бедиз.

Ориентиры: Резкий правый, затем левый повороты, в русле Огромная Скала. Мост. Слева приток Вездара.

Характеристика:
начинается разгонной шивёрой длинной около 100 м, считая от моста
1-ая часть 80 м (Т). В начале очень крупные камни по берегам, русло ими сильно сжато. Серия неоднородных по ширине сливов в течении 50 м через каждые 5-10 м. Присутствуют валы, бочка, гребёнка камней у правого берега на заходе, небольшое кол-во камней в русле.
2-ая часть 250 м(С). Далее частота сливов уменьшается в 2-3 раза (т.е 1 на 10-20 м), перед ПП большое улово на ПБ (300 м от начала). Далее серия не очень крупных сливов, валов до крупных камней в русле.
3-ая часть(С). Постепенно (в течении 1-1,5 км) переходит в быстроток. В начале и через 100 м от начала участка над водой (и, местами) в воде – тросы. Аналогична по сложности 2-й части. В конце участка присутствуют нагромождения огромных камней (сильно затрудняющих просмотр с воды), со спокойной водой между ними.

Шли первую часть со страховкой с берега – сначала катамараны (МП зачалился непосредственно после первой части, Тритон – в улове перед ПП), затем Юра. Алекс обнёс до части №3.
При прохождении 2-й части каскада Юра покинул каяк, сильно ушиб ногу и был выловлен Тритоном, страховавшим из улова перед ПП. Прохождение остатка 2-й части каскада этим катом было совмещено с ловлей каяка и отягощено наличием пассажира.
Третью часть шли походной колонной, иногда высылая гонца для поднимания тросов, лежащих в воде.

Рошткалинский каскад. (Т)

Около 1 км сплава от моста, по которому дорога вдоль Шахдары переходит с ЛБ на ПБ. Движение от Цорча заняло у нас около часа, 15 минут мы потратили на остановку у моста и выяснение того, что непосредственно за мостом сложностей нет.

Ориентиры: ЛБ – отвесная скала после слабого ЛП, впереди видны очень крупные камни на ПБ. Дорога приближается к реке.

Характеристика 1-го порога каскада (ТТТ): Один из самых сложных порогов на маршруте. Длинна около 100 м. Серия из 4-х сливов через всё русло высотой до 1,5 метров, затем река зажимается в щель шириной 5-7 м. В щели слив высотой около 2-х м, разделённый обливной плитой на две примерно равные части. Левая часть слива наваливает на скалу и образует очень крупный отбойный вал. Далее серия из 3-х сливов и бочек почти на всё русло на ПП, русло постепенно расширяется, ЛБ перестаёт быть отвесным. Через 20 м быстротока следуют остальные пороги каскада.

Шли только катамараны. Тритон с береговой страховкой спасконцом на быстротоке. МП со страховкой Тритоном с воды. Тритон имел навал на камень после 2-го слива с застреванием на нём на 52 сек. Проходили преимущественно у ПБ.

Характеристика 2-й части каскада (Т): Длинна около 500 м. Хаотично разбросанные камни в русле, сливы, валы, бочки, местами (2 шт) река зажимается скалами и образует сливы на всю ширину русла с бочками.

Шли сначала катамараны со страховкой с берега, затем каяки со страховкой с воды в два приёма.

Характеристика 3-й части каскада (Т): Длинна около 800 м. Хаотично разбросанные камни в русле, сливы, валы, «мега-разбои» – т.е. остров из крупных камней, через которые просачивается вода. Затем сильный и длинный прижим к левому берегу. Заканчивается под мостом в к-ке Рошткала.

Шли с взаимостраховкой, просмотр сходу.

После моста река упрощается.

(Вечером оставшаяся часть группы осмотрела Сеждский непроход и водопады, в результате приняли решение «непроход» не идти, прыгать 2-й и 3-й водопады)

Сеждский непроход. (ТТ)

Ориентиры: после лесного участка ПП, на ПБ песчаная отмель, впереди множество камней, дорога близко к реке.

Характеристика: общая длинна 1.3 км (ТТ), длинна ключевого участка (ТТТ) около 200 м, берега – либо отвесные стены (редко), либо навалы крупных камней. В русле много крупных камней, сливы, бочки, узкие нетривиальные проходы. Ключевой участок предположительно может быть обнесён (непросто) по крупно глыбовому ЛБ.

Не шли.

02.09.05 (Пт)

В этот день шли водопады, пор. Шахрез и 2 км после него и участок каскада Чагев.

Сеждские водопады.

Ориентиры: Крутой ЛП через примерно 600 м от устья р. Сежд. ПБ на повороте – скальная стена с выступами, на ПБ перед поворотом – сад.

Характеристика: Первый водопад – около 10 м, далее ПП под прямым углом. Через 50-100 м (не мерили по реке, поэтому разброс) Второй водопад – около 2 м. Третий – через 20-30 м от второго 3-4 м высотой, между ними в каньоне впадает р.Дирумдара (устье реки перегорожено огромной скалой), над 3-им водопадом пешеходный мостик.

Шли второй и третий водопады, обнося суда по ЛБ вверх от мостика.
Попытку пройти второй водопад осуществил Тритон, в результате – оверкиль через правый баллон и удар левым об скалу ПБ, катамаран и Вася зачалились под скалой на ЛБ, а Костя с вёслами на ПБ перед 3-им водопадом.
Третий водопад шли Юра и Тритон (Вася и Юра) успешно, Юру страховал Тритон снизу, затем они прошли часть сеждского каскада.

Сеждский каскад. (Л)

Ориентиры: начинается сразу за водопадами.

Характеристика: длинна около 2-х км. Серия несложных шивёр до глобального ЛП долины.

Шли первые 400 м Тритон и Юра

Далее на машине переехали к порогу Шахрез.

Порог Шахрез. (С-)

Порог находится на 1 км выше устья левого притока р.Баджомдары, после крутого ЛП с прижимом к скальному ПБ.

Несколько крупных камней хаотично разбросаны по руслу на участке длинной до 100 м. Есть пологие сливы.

Шёл порог Вася на каяке.

Далее он на каяке прошёл до устья рандиндара, остальные на машине.

После чего переехали к началу каскада Чагев.

Каскад Чагев. (Т)

Ориентиры: каскад начинается после плёсового участка в районе к.Даштак и Парзунч, река подпружена каскадом, широкая. Затем на локальном ПП видны крупные камни начала каскада.

Каскад плавно переходит в каскад Нижний (собственно разбиение условно), затем, после небольшого участка быстротока, переходит в каскад Реджист. Участок очень интересен, сложен, держит в напряжении. Общая длинна каскадов Чагев – Нижний около 9 км.

Разбиение на части условно, для общей характеристики отдельных частей.

Часть 1 (С).

От начала каскада. Окончание – после ПП. Длинна 500 м.

Характеристика: Серия мощных шивер с сливами и валами. В начале участка много крупных камней в русле, в конце – остров с протоками на ПП.

Шли: Юра – с предварительным просмотром. Каты смотрели с воды, Алекс обнёс в этот день всё. На участке делали две промежуточные чалки. В конце участка после ПП зачаливались на ЛБ. В конце участка в разбоях Паша погнул весло, для прохождения следующих частей каскада использовалось запасное.

Часть 2 (ТТ).

Находится на прямом участке после ПП с разбоями. На ЛБ сад, берег огорожен каменной оградой, осмотр по ЛБ либо сверху по забору либо под ним, с кратковременными проходами по воде.

Характеристика: Длинный (200-250 м) порог начинается группой расположенных в шахматном порядке очень крупных обливных камней. Затем серия из 3-х высоких (до 1,5 м) неоднородных по ширине сливов с камнями почти через всё русло. После 1-го слива – участок быстротока около 20 м, имеется возможность чалки (при соотв. навыках). После сливов до ПП мощная шивера, на ПП в русле и по берегам группа очень крупных камней.

Шли: Катамараны – тандемом с взаимостраховкой. После 1-го слива Тритон чалился для страховки каяка. МП шёл до камней на ПП, зачалившись за один из которых участвовал в страховке. Юра обнёс часть порога после первого из описанных сливов, до этого шёл.

Часть 3 (Т-, Т)

Начинается после ПП после Части 2. Постепенно река становится несколько проще. Цепь порогов и шивёр на протяжении около 2,5 км. Мощные сливы, группы камней.

Шли каты тандемом недолго. Затем присоединился Юра, пошли с промежуточными чалками и просмотрами до к.Миденшарв (включительно).

Особое внимание следует обратить на шивёру-порог на между ПП и ЛП вокруг острова в районе киденшарв. Через 600 м очень серьёзный порог.

03.09.05 (Сб)

Шли от к. Миденшарв до кеджист без длительных обвозов (обнесли порог Ч4).

Часть 4 (ТТТ)

Находится через 500 м от края к. Миденшарв. Хорошо заметные ориентиры выделить сложно. Река сужается до 20 м, на ЛБ появляется зелень. Имеется навал на огромный камень по центру русла, видны проходы справа и слева от камня шириной примерно с него. На ПБ после камня видны огромные глыбы. В центре русла остроконечный очень крупный камень.

Характеристика: Справа и слева от огромного камня по центру имеются проходы – сливы высотой около 3-х м. Справа на водопадный прямой слив слева накладывается отбойник от камня. Слева слив более пологий, упирается в крупный камень и через гребёнку камней поменьше просачивается справа и слева. Через 30 м река отжимается влево. Там серия крутых сливов с бочками и с навалом на остроконечный камень упомянутый в начале. Затем река отжимается вправо и несколько успокаивается. Длинна порога – около 100 м.

Обнесли порог и 500 м предшествующих ему шивер.

Часть 5 (Т)

Характеристика: Постепенно упрощающаяся серия сливов разной конфигурации, длинной около 700 м. В русле валы, бочки. Иногда камни. У берегов группы камней отжимают реку то влево то вправо. Конец участка перед ПП. Река на повороте разливается, становится проще.

Шли катамараны тандемом. В одной из бочек (предварительно затормозившись в предыдущей) через нос кильнулся МП. Вова был оторван от ката и унесён в бочку ниже по течению, где варился до подхода перевёрнутого ката, после чего общими усилиями команды оказался на катамаране. Упущено весло. Оторвано и упущено запасное весло Юры. Осуществлялись безуспешные попытки зачалиться в перевёрнутом виде на крупные глыбы ПБ до окончания участка. Затем, в конце участка, при помощи (а может и без) спасконца, брошенного Васей, зачалились на ЛБ. Весло Вовы нашли на ПБ местные жители и отдали нам в р-не к-ка Чагев, на катамаране на 10 см смещено место крепления одной поперечины. Каякеры шли последние 300 м.

Каскад Нижний.(С-)

Следует за каскадом Чагев. Отделение от каскада Чагев условно. Сложность фона в каскаде около С. Отдельно выделены только основные пороги. Нами каскад просматривался практически полностью за исключением участка между Н1 и Н2.

Часть 1. (С)

Находится через 200-400 м после каскада Чагев. За начало можно принять место, откуда становится виден, пешеходный (очень основательный) мост в р-не к-ка Чагев.

Характеристика: Цепочка практически непрерывных шивёр, порогов (2-2,5 км). Есть сливы, довольно крупные бочки. Отдельные (короткие) участки трудностью Т – особенно выделяется участок после зигзага ПП/ЛП перед третьим мостом. Есть 3 места, где река перегорожена огромными глыбами, но проходы имеются. Заканчивается за третьим по счёту мостом (автомобильным) от начала (включая тот, что служит ориентиром начала каскада).

Шли – с просмотром, каты страховали каякеров. В крупноглыбовом месте за 200-300 м до второго моста повредили шкуру на Тритоне. Пока Тритон чинился остальные смотрели до 3-го моста и шли до него. Тритон догнал всех перед мощным участком перед мостом.

Часть 2 (ТТ-)

Находится через 1,2-1,5 км после моста. После ЛП в русле видны большие глыбы. На правом берегу кишлак Тавдем, ПБ отгорожен забором. Над серединой порога виден мост. Просмотр затруднён искусственными заборами на ПБ.

Характеристика: Сложный порог с серией высоких крутых (почти водопадных) сливов в узких воротах в первой ступени, слева имеется мелкая протока. Вторая ступень – группа очень крупных камней в русле, прижимы к ним, существуют бочки.

Шли – Тритон прошёл и страховал остальных. Затем МП, Юра и Алекс. Алекс прошёл первою ступень с «приключением» и в дальнейшем сплаве в этот день участия не принимал.

Часть 3 (С+)

Находится через 1,5 км после Н2. На ПП в русле видны большие глыбы. Справа всё ещё кишлак Тавдем. Порог выделен в описании как последний в каскаде, на самом деле между Н2 и Н3 есть несколько мест, приближающихся по сложности к Н3. Осмотр с ПБ затруднён тем, что осн. Ступень находится в левой протоке, а правая протока представляет собой кучу камней (очень узкие проходы) и воду между ними. Заканчивается на ЛП.

Характеристика: Начинается на ПП прижимом к ЛБ, затем серия пологих сливов и бочек на протяжении 100 м. Возможна чалка.

Шли – Тритон прошёл и страховал Юру. У МП в одном из сливов (абсолютно чистых, хотя в это никто и не верит:)) случился сильный «жбень» - на 10 см сместилось место крепления другой поперечины, видимо был дан выход напряжению, созданному в Ч5.

Каскад Реджист. (ТТ)

Находится в р-не к-ка Хидорджев. Осматривать удобно по дороге на ПБ. Только следует учитывать, что дорога находится высоко над водой. Начинается через 50-100 м после пешеходного моста, заканчивается после автомобильного.

Характеристика: Мощный и длинный порог, состоящий из множества следующих друг за другом сливов разной конфигурации (преобладают ступеньки через всё русло, но присутствуют и унитазные в локальных сужениях)

Шли – каты тандемом, перед авто мостом чалились на ПБ и ЛБ для страховки Юры. Юра в начале каскада шёл с катами, затем начал регулярно чалиться, осматривать по ЛБ и проходить участки каскада маленькими порциями.

Далее около 1 км шли колонной до локального порога около осыпи на ЛБ в середине к-ка Реджист, при чалке перед которым произошло столкновение Тритона и МП в результате которого первый получил повреждения несовместимые с дальнейшим сплавом.

Оставшуюся часть Шахдары проходили после сплава по Гунту.

o

р. Гунт. (уровень воды – средний)

04.09.05 (Вс)

Забрасывались на Гунт на 5 км выше казуд (ответвление от Памирского тракта, в принципе, возможно доехать до к. Бачор) перед этим заехав вверх по Памирскому тракту на горячие источники.

На Гунте мы шли практически всё в естественной последовательности. Обнесли участок от разбоев перед Чартымским завалом до Вирского каскада.

Нумерация препятствий взята из [1].

Начало сплава на разбойном участке, где дорога подходит к воде.

До Сардемского каскада существенных препятствий не отметили. Река течёт довольно быстро, нередки разбойные участки, в начале сплава – ущелье, дорога высоко от воды, есть камни в русле.

16. Сардемский каньон. (С)

Ориентиры: На ПБ – кишлак Разак. Окончание разбоев. Плавный ПП, за ним ЛП и река входит в чётко выраженный каньон с песчано-галечными стенками.

Характеристика: высота стен каньона от 5 до 10 м. Присутствуют отвесные участки. Общая длинна около 2,5 км, длинна содержательной (первой) части – 1 – 1,5 км. Постепенно усложняющаяся цепь шивёр. Ключевое место в конце содержательной части – группа очень крупных камней в русле, можно осмотреть по ПБ. Далее валы.

Шли походной колонной, перед ключевым местом останавливались посмотреть и размяться.

Через 1 км после 16 мы снялись и доехали до Чартымского завала, перед которым заночевали.

17. Чартымский завал. (ТТТ+?)

Ориентиры: ПП. На ЛБ песчано-галечная отмель. Справа навал крупных камней.

Характеристика: Длинна около 300 м. ширина от 10 до 20 м. Множество очень крупных камней сложенных крайне разнообразно. Камни весело полосаты. В середине есть двухступенчатый водопад высотой не менее 5 м, упирающийся внизу в камни. Принципиальную проходимость оценить не удаётся.

Везли по дороге на ЛБ.

05.09.05 (Пн)

Шли от к. Тангиф, немного не доехав до Вирского каскада.

18 - 21. Вирский каскад. (Т-)

Ориентиры: Плавный ЛП перед к. Вир после подвесного моста (правда там мостов довольно много и не понятно куда они ведут – ПБ осыпной склон без признаков жизни).

Характеристика:. Шивёры-пороги следуют друг за другом с незначительными паузами, некоторые довольно мощны. Очень длинный каскад (6-8 км), настолько, что на протяжении каскада некоторые обнаружили не менее двух порогов Девяткова и опасались влететь в Демьяновский. Место окончания каскада условно – в долине реки Зувордара (ширина долины около 2-х км).

Шли походной колонной, иногда останавливались для осмотра и фото-видеосъёмки. Прохождение заняло около полутора часов.

22. Порог Девяткова. (С-)

Ориентиры: Крутой ПП. На повороте множество галечных островов. Слева видна дорога. (Подобные ориентиры встречаются и раньше, но там ПП не такой крутой – менее прямого угла).

Характеристика:. Длинный (около 1,5 км) несложный порог образованный упавшими в реку огромными камнями (от взрывных работ) – конструкция впечатляет. Основную трудность представляет первая ступень (до глобального ЛП).
В [1] рекомендовано не недооценивать порог при просмотре с берега, рекомендацию поддерживаем – мощь воды и скорость течения велики.

Шли с предварительным просмотром первой ступени, каякеры смотрели так же и вторую. первую ступень шли сначала Тритон, Юра, Алекс. МП снимали на видео. Затем МП шли 1-ю и вместе с Юрой 2-ю и снимали на фото-видео прохождение 2-й ступени остатком группы.

23. Порог Демьяновский. (ТТТ)

Ориентиры: Второй глобальный ПП после №21. Окончание разбоев, впереди ПБ – скальная стена, в русле несколько крупных камней.

Характеристика:. Длинный (1 км основная часть + 300-500м выходная шивера) мощный и сложный порог. ПБ на протяжении всего порога – отвесная скальная стена. Присутствуют очень мощные бочки, сливы – в начале порога по центру, затем хаотически по всему руслу. Местами очень мощная основная струя с большими валами. В основном, лучшее место для прохождения – справа у скалы.

Шли с предварительным просмотром только катамараны тандемом (Тритон – МП). Порог условно разбили на две ступени и проходили по частям. Пр

Автор
Сообщение
28.03.06 15:02:45
Yoki
Здорово получилось! Профессионально, полезно и читать интересно.
Хочется ссылок на фоты прямо из нужного места текста (комфорта!!)
Ноу-хау с буквовками (Т-) ...!!!

ЗЫ
Зараза ты! (по поводу МКК).
28.03.06 15:11:28
Pooh
С буковками кстати древняя находка, правда, некоторые просто проводят прямую типа ТТТ=6, ТТ=5, что ИМХО неверно, ибо незачем вводить новые обозначения...

насчёт ЗЫ. я не зараза, я вакцина :)
28.03.06 17:05:27
Yoki
Плесень!( в смысле, пенициллин!)
28.06.07 12:19:16
YEU865gdekwzS329
нет слов.....ребята, можно с вами? хочу на Памир, на Сарезское озеро глянуть!!!!!
недавно был в Египте - первый раз в жизни за границей вообще.....увидел горы, понял, что это - мое!!!!!!!
но опыта горных походов нет....но есть опыт пеших походов и сплава....правда небольшой и непрофессиональный.....что же делать??????? мне 27 лет, зовут Олег, живу в Питере, работаю....
очень хочу, чтобы было что в жизни вспомнить на старости лет.....а денег не жалко на такое найти.....
01.04.08 17:59:31
dnka
Здорово!
Идем туда на майские, правда билеты 18т.р. совсем Таджик эйр совесть потерял.

Необходимо авторизоваться