Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

комментарии

Обихингоу - описательно-художественный дневник Пуха

"Обь" - описательно-художественный дневник Пуха по Обихингоу.

Предисловие.

Текст получен в результате сокращения и систематизации исходного псевдо-дневника, написанного в течение двух месяцев после похода. Корректорскую работу провёл Александр Сергеевич Краснов, который был на реке 4 раза: в 1981, 1982, 1984 и 1989 годах. Его комментарии, которые сложно учесть в основном тексте, будут выделяться так: АС: комментарий.

Действующие лица и исполнители:

  • Андрей (Москва) и Папик (ака Папа Костя, КВ, командир соединения) (Обнинск) - экипаж катамарана Красный.
  • Вася (ака vvs) (Питер) и Марина (ака Маня) (Питер) - экипаж катамарана Тритон.
  • Юра (Питер) - экипаж игрового каяка.
  • Я (ака Pooh) (Обнинск) и Вова (ака Kamrad) (Обнинск) - экипаж нашего ката (МП).
  • Бардин (ака Борис) (кишлак Рин Ишкашимского района) - экипаж автомашины УАЗ.
  • Уфимцы - группа Верхотурова М.А. из Уфы шедшая по реке за неделю до нас.

20.09

Сегодня около полудня мы приехали на Обихингоу.

Общая информация:

Обихингоу - большая река стального цвета. Вода в ней движется как-то особенно, как большая серая блестящая змея, настолько в каждой капле видна причастность к целому. По Обихингоу мы планируем покинуть Памир. Примерно через 90 километров от нашей стоянки река сольётся с Сурхобом (границей Памира), получится Вахш и всё это потечёт по "равнинному" Таджикистану - так, шутя, мы называли долину Вахша и всё, что западнее его. На склонах долины Обихингоу почти всегда есть деревья, строение гор и берегов реки несколько отличается от бартангского. Её расход измерению мной не поддаётся, и я использую скользкую формулировку "за 200". После похода авторитетный коллектив в лице А.С.Краснова постановил: вода у нас очень высокая для этого времени, за 4 посещения реки в разные годы он такой высокой ни разу не видел.

Кроме множества мелких и средних порогов и шивер нам встретлось (и было пройдено) 3 больших порога.

АС: Обихингоу - сложное слово. Местные называют просто - Хингоб, а если расчленить: Об - вода, Хин (хина) - коричневый, Гоу - ущелье.
Верховья Обихингоу выше Миенаду (середина - тадж.) называются Вах'ё.


Pooh: Слова "ущелье - гоу", замечательно характеризуют нашу водническую деятельность.:)
Но КВ, руководствуясь своими познаниями в таджикском, несколько иначе расшифровывает это название: Оби - река, Хинг - плохая/грязная/мутная, Об (Оу) - вода.

Я, традиционно в начале сплава по новой реке, чиню продолину своего ката. Заброска задержалась на полдня и сейчас наш экипаж довольно расквашен из-за ночной дороги - остальные храбрятся и бьют копытом, в результате компромисс - желающие сплавляться прошли по реке около 100м, куда мы пешком отнесли своё шмотьё и там поставили лагерь. Наш кат остаётся наверху, у машины.


21.09

Первый полный сплавной день на Обихингоу. Уровень воды больше вечернего. Сначала мы этому удивлялись, потом привыкли. Объясняли себе удалённостью ледников. Первый наш порог(№19) находится в 500 метров ниже нашей стоянки. Мы и экипаж "Красного" ката вылезли осмотреть порог и запечатлеть прохождение питерцев, которые осмотрелись ещё вчера и уповают. В пороге нет никакой конкретики, запоминается только мост с опорами в воде и куски арматуры у левого берега за мостом, но хинговский характер уже чувствуется. Повсюду наставлено твёрдых, метровых валов, есть бочки, иногда обливняки, вода жёсткая, давит очень уверенно. Надёжная река.

Эмоции:

На берегу столпотворение, но здешний народ уже не такой восторженно-наивный как на Бартанге - за эту неделю мы здесь вторая группа, поэтому на космонавтов уже не тянем, только на лётчиков. Удивительно, как Ей удалось собрать нас всех здесь в примерно одно и тоже время, несмотря ни на что. Поломанная машина уфимцев, "необразованность" питерцев, которые впервые услышали такое название только в июле этого года, страшные сказки обнинских "отцов" и "дедов" с Обихингоу в главной роли. Это всё не имеет значения - нас позвали. И вот мы здесь.

Питер идёт тандемом и чалится на галечный остров за мостом у правого берега. Мы поднимаемся к катамаранам и тоже проходим порог тандемом. Я и Вова идём чуть левее центра струи, где меньше. Швыряет отменно, надо привыкать. Река временно успокаивается. Дальше идём походным порядком, парами судов. В подозрительных местах применяем технологию "от улова до улова". Питер владеет ей в совершенстве на уровне подсознания, мы перенимаем.


Порог Гурхам

Стоим в улове у левого берега, за правым поворотом у отвесной скалы левого берега начинается пор. Гурхам(№20). Перечаливаемся направо к основным силам. В нашу воду первая ступень порога не сложна - гряда валов, несколько бочек, впереди через 200 м видно сужение реки с какой-то бучей в нём, затем спокойный быстроток уходит за правый поворот. Планируем идти тандемами за сужение. Сначала Юра и мы, затем, через некоторое время "Тритон" и "Красный". Проходим первую ступень - она простая, мы только чуть-чуть намокаем, затем вторая - прицеливаемся перед сужением в наименее пенную часть струи и… "Пристегните ремни!". Здесь вся река заворачивается в трубу шириной около 15 метров и образует несколько очень заметных валов, последний из них высотой около 1,5 метра с качественным гребнем. Юра начинает метаться вверх-вниз, окутывается пеной и ещё толком не зачалившись на правый берег выскакивает из лодки и бежит с камерой вверх к камню напротив этого вала. Мы в яме перед валом ровняемся, делаем рывок вперед, и кат летит вверх, на некоторое время застывает в пенном гребне, вёсла тянутся к воде и вся конструкция как бы нехотя выкатывается дальше. Подъезжаем к берегу и занимаем зрительские места. Вот огромными скачками к валу подкрадывается "Тритон" и скрывается за стеной воды, затем из-за неё прорисовываются ГЛАЗА, а потом и прочие контуры ката. Вторая серия - прохождение Красного. Подъезжают, равняются, скрываются и тут, видимо что-то у них испортилось, в зону видимости всплывает только левый баллон, правый опаздывает, начинается карусель, вёсла вдоль бортов, экипаж держится за раму, потом река их отпускает, они берут вёсла и уверенно чалятся. Пока идёт чалка, трясу воздух словами скорби о неудачном поведении наших "Красных", и оказывается, что я разговариваю с Мариной. Удивительно, но почти всегда, когда я плююсь негативом, она оказывается рядом.


Серия порогов у кишлакака Лангар.

Следующий этап хинговского посвящения это Лангар(№21). Потом оказалось, что это Лангар-1 - первый порог с серьёзной бочкой, которую надо объезжать. После удачного прохождения Первого Лангара Обихинговскую инициацию можно считать завершённой. Все основные элементы типа жёсткой воды, манёвра между огромными бочками и валами нами опробованы и теперь Обихингоу начинает предлагать нам всё более хитрые их комбинации.

Порог Лангар-II - первый из трёх "Мега-порогов".

В качестве экзамена на закрепление всех освоеных навыков - Лангар-II (видимо это и есть №21). Это порог горочного типа - вода резко вспенивается и скачками с высокими валами и одним прижимом уходит вниз и направо. Два километра Лангаров завершаются. На левом берегу кишлак и многочисленные дети помогают нам с просмотром.

Отвлечённые рассуждения:

Просим Васю и Марину постоять с морковкой в конце горки. Хотя страховать Лянгар морковками довольно неэффективно, но хождение под наблюдением с берега в любом случае несколько иначе расставляет акценты, чем когда без него. Ощущается связь с берегом, и играют между собой две крупные стихии: Река и Берег Реки, а когда идёшь тандемом или команда находится далеко, баланс сильно нарушается и разыгрывается сценарий "пушинки в Космосе". По части спектра предоставляемых ощущений Обихингоу очень ярка, и мы ещё опробуем все сценарии и их варианты, а пока дружеский матч "река - берег".

Мы на воде, описываем значок интеграла вокруг прибрежных обливняков и выезжаем на уровень левого уса входной бочки, оставляем её позади и несёмся к горке. Вова орёт "вправо", мы прыгаем на первый вал, я повторяю это слово, так как по нашей договорённости озвучивать линию движения - моя обязанность, и мы начинаем уходить вправо, а основная часть струи стремится попасть в глыбу левого берега. Энергично машем вёслами, взлетаем на валах (foto1, foto2) и в результате оказываемся в улове правого берега после горки. Пролёт над вторым Лянгаром это что-то фантастическое. Сильный рывок пока ты в яме, затем поднимаешься вверх и тянешься веслом к следующему валу, потому что тянуться вниз бесполезно - полёт проходит на высоте 2,5 метра. Снизу течёт металл Хингоу, а сверху, в облаках пены, мы… А вот уже "Тритон" появляется на горизонте, исчезает в яме перед горкой, исполняет классический "финт". Затем, грациозно раскачиваясь по всем осям, пробивают плотный строй огромных валов и чалятся на левый (противоположный) берег, чтобы заменить Юру на видеосъёмке.

Терминология:

Впервые "финт…" мы увидели на Танымасе во входе в Гранатовый каньон: катамаран прижало к первому камню порога, притопило правый баллон и левый указал в небо, затем в такой позе они снялись с камня и поехали по остальному порогу в штатном положении. На берегу, на восхищение "вах, как вас опасно колбаснуло" Марина отвечала, что это нормально, это такой способ прохождения порога и дёргаться ещё совершенно не время. В дальнейшем мы видели такие трюки на Кударе, Бартанге, здесь, на Обихингоу и вполне привыкли - ведь им всегда удавалось вернуться на ровный киль.

Описывать, как Лянгар шёл Юра, довольно сложно, потому, что он занырнул где-то в начале горки и не выныривал до самого её конца, иногда поблёскивая каской и ГЛАЗАМИ (foto1, foto2, foto3) на полуденном солнце.

Тема игрового сплава стала актуальна ещё на Кударе, а здесь она является нам во всём своём неприкрытом величии - почувствуйте себя погремушкой!!!

На левом берегу оживление - Питер принимает дары. В окружении множества небольших детей к ним идёт восторженный зритель среднего возраста и несёт своё "браво" - пакет фруктов. За нашим прохождением наблюдал, видимо, весь кишлак. Пока они обмениваются любезностями, мы снимаемся с нашего правого берега и устремляемся по выходным валам Лянгара к впередилежащим разбоям.

Общая информация:

Есть время поглазеть по сторонам. Иногда берега у Хингоу похожи на Кударинские - навалы покатых булыжников, но чаще они отвесно уходят в воду. Скальные стенки встречаются редко и в основном только на левом берегу, остальные имеют тип "слоёный пирог" - сложены из небольших камней, скреплённых песком. Мозаика из серых, зелёных, красных камней уходит вверх, а там начинается слой земли, обрамлённый сверху травой. Дальше полка, на полке дорога, на дороге наш водитель со своим УАЗиком.

Эмоции:

Питер догоняет нас, раздают груши - УРА! Местные говорят, что неделю назад видели уфимцев, огорчались, что не сумели их угостить - они прошли правым берегом. Перед мостом у кишлака Тавильдара какая-то шивёра трясёт катамаран и груша выскальзывает у меня из рук. Такой отчаянной борьбы наш экипаж не проводил ещё ни в одном пороге. Жёлтое пятно видно в пяти метрах ниже нас по течению, иногда оно надолго скрывается под водой, и кат начинает ходить кругами около места утопления и вот вожделенный фрукт снова всплывает впереди. Подходим к груше на полкорпуса и становимся лагом, чтобы ненароком не задавить и не утопить, но она притапливается валом и всё начинается сначала. Наконец, груша выловлена - препятствие нового типа пройдено удачно. Эти фрукты стоят самой лучшей погони: местные жители, веками оттачивая своё искусство, подводят к корням этих деревьев воду со склонов, холят их и лелеют, бесконечная долина, очень сильное солнце, - все компоненты в сборе. Видимо в будущем в соревнования по ТВТ будет введён новый вид состязаний: погоня за малым предметом нулевой плавучести в условиях бурного потока, в связи с огромной практической ценностью этого навыка.

АС: Сразу за Тавиль-Дарой справа потрясающие заросли облепихи.


Порог Ёзганд - второй из трёх "Мега-порогов".

Прошли простой порожек - полутораметровый слив с косыми валами, где мы сумели совершить "финт Тритона" на своём полуторакубовом кате. Изнутри это довольно интересное ощущение, а снаружи народ забеспокоился и "Красные", которые шли за нами, избрали из-за этого более канализационную линию движения. За поворотом должен быть порог Езганд - одно из ключевых явлений Нижней Обихингоу. Хотя есть подозрение, что Езганд превратился в то, что мы только что прошли.

Пока Андрей варит обед, отмечаю в схеме реки нововведения - наша лоция 13-летней давности даёт довольно общую картину реки, некоторые детали существенно изменились.

АС: Обедать лучше после прохождения.
Pooh: Приняв решение обедать мы не знали, что нам грозит что-то мега-серьёзное.

Приходит Вася - он посмотрел на то, что за поворотом, возбуждён. Говорит, что-то вроде "там жопа, потом ещё жопы, а потом метров через 200 ещё жопа у левого берега, а так порог - фигня, в конце всё вроде бы выполаживается, но я туда не ходил". Возбуждение передаётся.

Просмотр - эмоции:

Идём смотреть. Выходим примерно к середине порога, там спускаемся на полку и с высоты 5-8 метров разглядываем реку. Смотрим вниз по течению и говорим "ОГО" - там валы, бочки, накрывающий вал шириной с полреки и, вообще, сплошная пена на 300-500м. Смотрим вверх по течению, "ОГО" временно застревает в горле, но потом слова сами начинают лезть из наших глоток. "Надо идти справа, слева водопады и ты слева я не хочу в бочку всегда матрос в самую жопу, а потом всё равно вправо иди ты сам слева, то есть на $%#!!!",- залпом изрекает Вова. "Нет, надо слева, справа развернёт лагом, в следующей бочке затормозит, потом понесёт лагом в третью и там положит, простирает, намотает на камень, опять положит и снова простирает, станет всё равно, а нам не надо всё равно!!!", - отвечаю тоже залпом. Идём вверх, страсти рассасываются - Обихингоу сама показывает верное решение, выбирать особо не из чего. Ощущения от осмотра очень ясные - полные решимости возвращаемся на дорогу.

Эмоции - "знамения":

Потом были знамения, в количестве трёх. Видимо Змей Езганыч, предчувствуя скорое разрешение от многолетней дрёмы, обильно слал на нас разрушителей покоя и смутителей духа. Сначала был Андрей, даже показалось, что он прихрамывает от увиденного: "я туда не пойду", - сказал. Ну, что же, дело житейское, бывает, подумали мы и пошли дальше, и тут как топором в спину: "шестёрки мне пока ходить ни к чему". Тут же в голову полезли обрывки фраз из разных классификаторов про шестую сложность: "единичные успешные прохождения при особенном уровне воды и стечении обстоятельств" (из Юрина) или "для самосплава не рекомендуется". Становится неуютно, поэтому говорю вслух, что Андрей, наверное, пользуется советской системой для чемпионатов и, вообще, здесь ничего такого по-настоящему шестого нет. Ответом на эти слова появился папик с серьёзным лицом и говорит, что если мы всё-таки хотим туда, то я просто обязан намертво пришить к своей каске суровую стропу, пока они носят "Красного" на страховку вниз. На Кударе от шапки оторвалось пол уха, и я до сих пор ходил, приматывая остаток уха к другому специальной верёвочкой. Очевидно, сия конструкция командиру соединения показалась неадекватной, хотя каска и держалась хорошо. Становилось нервно. Подходим к обеденному месту - там в тени лежит Марина - последний оплот объективной оценки сложности. "Тут, ха-ха-ха", - говорю - "ходит слух, что это, ха-ха-ха, 6", - и надеюсь на ответное "врут'c, ха-ха-ха". Чёрта с два. "Ну, если ТУДА попасть, то можно провести там жизнь", - слышу ответ, "непроизвольная дефекация'c, видел характерные бумажки недельной давности", - подтверждает Вася. Три вещие Норны, блин!

Шил каску минут сорок. За это время подтянулись Вася с Маней, а затем и трое местных, переходного возраста, сели в засаду в трёх метрах от нашей флотилии. Потом Питеру надоело ждать, и они пошли. Мы тронулись через 10-15 минут, вместо желаемых ими пяти. Начали у правого берега и так шли до самой кульминации. Впереди на полгоризонта гора воды - навал перед основной бочкой порога каких-то гротескных размеров. Уходим налево, кормой сливаемся по усу. Ниже бочки в улове стоит Тритон: нас страхуют, настроение окончательно увеличивается. Здесь, где-то около бочки на правом берегу есть Юра с камерой, а следующие полкилометра мы будем проводить без какого-то ни было берегового участия. Пока любуюсь Тритоном, нас сносит вниз, Дальше мы идём тандемом, с дистанцией 20-30 метров. Пробиваем валы, обходим бочки, следим друг за другом и неспешно уходим к правому берегу. Остаток порога простой, но длинный, до страховки ещё 300-400 метров с валами бочками и внезапными обливняками. Оставляем всё это позади, и чалимся вправо, в хорошие улова в начале выходной цепочки валов. Буквально всё вызывает честный восторг: порог, локоть второго пилота, локоть второго корабля. Впереди виднеются очередные разбои. Порог успешно пройден.

Вынимаем каты на берег, и Вася устремляется к бочке сменять Юру на операторском месте. Мы - потенциальная страховка с воды. Ждём. Марина говорит, что это уже "пороги" даже с его точки зрения и напоминает про нашу роль. Страховать Юру - это довольно странное занятие. Ибо за время нашего похода, вокруг него вырос такой непотопляемый имидж, что кажется, что наше вмешательство может понадобиться только в самых исключительных случаях. Не очень удобное ощущение. И вот он появляется на горизонте - прыгает по валам, вдруг, киляется в какой-то бочке ближе к левому берегу, но очень не надолго и затем чалится к нам в улово. Подтверждает, что это "пороги". Оказывается он здесь килялся дважды, впервые за весь поход не от баловства.

"Такие вот мы все охрененные герои оказывается", - нельзя здесь не процитировать фразу из после походной переписки с Мариной.

АС: В 1989 г. в этой бочке у нас отломился нос у плота. На полке слева дристали 2 дня (ящик помидор, купленные в р-не Комсомолобада).
Pooh: По меньшей, чем у нас воде, видимо, основная бочка "гротескных размеров" занимает практически всё русло и обойти её становится менее реальным.


Эмоции:

Идём вниз по относительно простым шивёрам и разбоям. Чем дальше вниз, тем хуже таджикские дети, вот и камни уже в нас летают, и девки не шарахаются опрометью в кишлак, когда на них задерживаешь взгляд, дольше, чем на полторы секунды. Вот, так, отмечая разложение нравов, и заход солнца становимся на ночёвку в районе кишлака Работколи.

Сегодня у нас героический вечер. Герой этого дня - обобщённый матрос. "Не бойся этой бочки", - говорил Вова Марине перед прохождением Езгана, - "ибо это фигня, по сравнению с тем, куда нас ещё заведут наши безумные командиры". Весь вечер Марина по-всякому смакует эту фразу, остальные жрут'c.


23.09

На завтрак серия довольно мощных шивер. Вообще, Хингоу здесь уже не впадает в разбои, а всегда очень уверенно несётся вниз среди валов, бочек, прижимов, пока, правда, широко расставленных. И вот мы у начала Нижнего Каньона. Вход смотрится грандиозно - высоченные скальные ворота шириной около 20 метров, сверху мост, а снизу порог "Щель Дашти-гург" (№25 по нашей схеме). Порог прост - гряда валов, метровый слив выпуклой формы с одеялом и большое улово под скалами справа. Перед порогом - распадок ручья на левом берегу, сейчас воды в ручье мало, зато много ржаво-оранжевых камней, по которым мы взбираемся на мост, перекинутый на высоте 15-20 метров над началом порога.

АС: Основную "Хину" (коричневатость прим. ред.) несёт именно этот ручей. Потрясающе красную, буквально.

Общая информация:

Каньон Хингоу не представляет собой идеализированной картины типа "вода у подножья отвесной N-метровой скалы", это отдельный мир, параллельная реальность. Ширина каньона колеблется от 30 до 200 м, и там внизу вполне можно жить, есть трава, деревья, отдельные полки. Высота каньона до 200 м, выбраться от реки до дороги без использования альпинистских приспособлений можно не везде. Особым подарком судьбы считается сай (русло пересохшего притока) - по ним очень удобно выбираться на дорогу, можно идти стоя, а не на четвереньках, как в других местах.

Эмоции:

Сегодня в нашем водническом сознании произошёл качественный переход: мы, впервые попавшие на такую мощную реку, наконец, научились адекватно оценивать пороги с берега, а до того понимали, во что вляпались, только непосредственно перед вляпыванием. Сегодня родилось ещё шесть человек, чувствующих большую воду и можно уже сказать папе Косте с полным основанием: "ха! я тоже умею и могу".

Вот мы едем по дороге в каньоне и решаем сплавиться до "Красного порога"(№26), который кажется нам сверху довольно сильным. Намечаем ориентиры: перед порогом на левом берегу огромный красный камень с белыми полосками, камень повернут вверх по течению плоской стороной неправильной круглой формы почти как знак "стоп", а на правом берегу устье притока с красной долиной, всё это дело начинается после локального левого поворота. Договариваемся с водителем, что он нас будет здесь ждать, и возвращаемся (с его помощью) к судам.

Проходим входной порог вместе с "Тритоном". Это очень здорово, идти среди скал. Ждём остальных в большом бассейне у правого берега, вокруг нас с одной стороны сталь реки, весело пузырящаяся и даже какая-то игривая, с остальных сторон ровные скалы - бортики нашего бассейна - выбраться отсюда наверх проблематично, но и не надо.

Итак, мы в Нижнем Каньоне Обихингоу. Здесь уже нет разбоев и река очень весела. "Фон - твёрдое три с претензией на четыре", - пытаемся мы выразить реку цифрой.

Эмоции:

Идётся отлично, сверху солнце, полдень, коллектив уже довольно схожен. Мы постепенно оказываемся в отведённом нам самой низкой ходкостью нашего ката конце колонны, а вот и камень типа "стоп" и красный приток справа. "Где же наши суда на берегу?", - спрашивает мой взгляд, - "а нету" отвечает Вова. Вдалеке Юра и Тритон идут "Красный", в смысле порог, за ними "Красный", в смысле кат. Делать нечего, порог относительно прост, идём следом.

АС: В 1984 году в "Красном пороге" валы были в 4 и более м. Формирование водного потока - сие неведомо.

Все проходят отлично, в конце порога Питер притормаживает - страхуют. Догоняем их, "вы что, уху ели!!?", - спрашиваю, "зачем договор нарушили!". В ответ идут маловразумительные отмазки о том, что это не тот камень, а притока вообще не было, да и порог не страшный. Дальше около 50 метров "многолетнее штурманство" борется во мне с "авторитетом опытных туристов" и побеждает. Вылезаем с Вовой на берег - надо бы предупредить водителя. В то время как остальные идут вниз по реке, мы, тихонько матерясь, обнаруживаем, что пройти вверх к ручью уже не возможно - проход назад перегорожен скальным бомом, наверх тоже не пролезть - отвесный кусок в нашем месте около трёх метров, а до него ещё 15 на карачках по сыпухе. Возвращаемся к кату, и развлекая друг друга "конструктивной критикой":) авангардного экипажа перечаливаемся к остальным. Чалим кат, выходим на берег, говорю слова, которые только что извлёк из глубинной памяти - "пиндосы узко фокусные" и "кроме воды ничего не видят". Естественно, оказывается, что я разговариваю с Мариной:). Она всегда поддерживает мой разговор типа "ругань", сейчас говорит, что всё ж нормально вышло - ведь главное результат. Не вполне согласен - напрягает нарушенный уговор и навигационная ошибочность. Справа на наше счастье есть приток, да и "отвески" всего полметра - можно выйти на дорогу. Водитель увидел наше разгильдяйство и ехал за нами следом, спасибо ему.


Порог №27 у Голубого озера - третий и последний из трёх "Мега-порогов".

Вылезаем на дорогу, мы готовим обед на полке около дороги. С полки хорошо видно реку после вторых скальных ворот каньона, перед которыми мы остановились. После них справа впадает полноводный приток Дараоб.

АС: В 1981, 82, 84 и 89 все притоки справа, в т.ч. и Дараоб (слева не помню, чалиться было невозможно) были минерализованы, т.е. полная лабуда с точки зрения питья.

Даже отсюда, с высоты 40-50 метров, видно очень серьёзный порог, решаем предварительно, что идти надо справа, и возвращаемся к приготовлению пищи. По возвращению домой мы назовём этот порог самым сильным за весь поход. "Шестое чувство", когда мы его смотрели внизу, возникло безо всякой пропагандистской работы.

Терминология:

Шестое чувство - возникает при осмотре порога честной шестой сложности по нашей системе, у некоторых выражается в непроизвольной дефекации.

Общая информация:

Недалеко от нашей временной стоянки, около реки Дараоб, находится "Голубое озеро" ("Кабут-Хауз" по-местному) - местная достопримечательность. Дальний от реки его берег это скальная стенка в форме полумесяца, ближний берег пологий, плавно уходит в воду. Вокруг озера ограда, рядом чайхана - кафе то есть. Около "Голубого озера" находится памятник нашему земляку, калужанину В.Д. Брежневу, погибшему на Обихингоу. Раньше памятник представлял собой три перекрещенных дюралевых плотовых греби, а сейчас осталась только памятная надпись на небольшом кургане из камней.

Отсюда же открывается вид на "Гору-Тюльпан" ("Гюль-Санг"). Горы по краям долины Обихингоу сложены из слоёв камней, песка, глины и скал самых разных видов, форм и расцветок. Гора-Тюльпан - кульминация художественно-геологического творчества природы. Разноцветные слои пород рисуют на противоположном склоне горы красно-белую чашу тюльпана, его стебель с листьями, и всё это сложено из гордых, блестящих материалов. Мы успели увидеть, а через час солнце закроет обзор - от его прямого попадания Гора-Тюльпан прячется. Эта Гора - новое пришествие Сказки, которая после Бартанга не так часто нас посещает. Вот откуда идёт сила "Оби", её металлическая красота и неумолимая мощь.

Обед. "Красные" решают разбираться и вылезать наверх, и будут наблюдать нас оттуда при помощи камеры. Вася, естественным образом, то есть негласно, становится "замком по морде" на время нашего там хождения и жертвует колбасой и некоторыми другими съедобными вещами. Маня отказывается от всякой еды кроме чая. Оставшаяся часть нашей ударной пятёрки одобрительно чавкает. С чувством глубокой благодарности нашему новому тактическому начальству идём вниз.

Терминология:

Замком по морде - ЗАМеститель КОМандира ПО МОРским ДЕлам

"Мерность" порога - это очень важный критерий необходимости просмотра. "Двухмерный" порог видно как на ладони, заходишь на его срез, и вся твоя будущая линия движения перестаёт быть секретом. В "трёхмерном" же видно только горбы самых ближних валов и бочек и отдельные брызги следующих за ними, остальное остаётся в тайне. Возникает устойчивое понимание, что основной навигационной системой Там будет память, которую надо предварительно заполнить в процессе просмотра.

"Прощание друг с другом" - хитрый предпороговый ритуал экипажей катамаранов двоек. Форма ритуала варьируется от экипажа к экипажу. Видимо, необходим для прохождения трёхмерных порогов. ("Красные", которые не успели выработать приемлемую для себя форму этого ритуала все трёхмерные пороги обнесли)

Внизу проходим скальные ворота и вытаскиваем суда на берег (довольно крутой крупногалечный склон) ниже устья Дараоба и идём смотреть №27. Впереди река резко уходит вниз и после нескольких входных троллейбусов становится видно "трёхмерный" порог. Идём смотреть в предположении, что можно обойтись стандартной тандемной технологией. Прыгаем по камням, много думаем. "Кучеряво", - задумчиво произносит Вася, и мы в полном согласии и взаимопонимании идём к его кату, получаем две морковки и расставляемся ниже первой ступени порога.

Прохождение "Тритона", в основном, было отгорожено от меня большим камнем, на котором стоял Юра с камерой. Вот они садятся на кат, "прощаются друг с другом" и начинают рубилово. Порог начинается с кучи "троллейбусов", "автобусов" и прочей техники, равномерно распределённой по руслу. Потом цепочка огромных бочек по центру русла и небольшая дорожка у правого берега на которой надо удержаться не наваливаясь на берег и не падая в бочки. Катамаранный Питер обходит начальную часть порога по протоке у правого берега, занимает эту дорожку и уверенно проскакивает до финиша, чалятся за камнем с Юрой, радуются, круто! Теперь мы. Садимся, тоже по-своему "прощаемся" …И вот мы делаем резкий ход вправо, я цепляю кормой обливняк-черепаху в начале цепочки и кусок пены всех бочек - полёт нормальный, иногда трясёт то в сторону камней берега, то в сторону бочек, держим. Вот и наша страховка: стеклянный глаз Юриной камеры и Вася с Мариной в боеготовности, довольны. Громко, чтобы слышали и с берега ору: "идём дальше". Никто не против, и мы ломимся ко второй ступени - двум большим бочкам в шахматном порядке. Получился отличный кадр со спины.

Ждём Юру, его прохождение мы видели намного позже, в съёмках наших береговых. Он, как "Тритон" начал с правой протоки, затем, выйдя на основную, проскакал по валам и был таков. Очень впечатлил момент в середине порога: Юра поднимается на очередной вал, тот набегает, скрывает с головой и, когда отступает, перед глазами остаётся только днище Юриного каяка. Это как в цирке - вот вы видите Юру (каяк погружён в воду, его не видно), затем фокусник на миг загораживает его покрывалом пены, быстро убирает и вы видите, что Юра превратился в днище собственного каяка (Юры не видно). Такая вот магия! Юра чалится чуть ниже нас, рассказывает как его тянуло в эти бочки и что это тоже "пороги".


Описание порога:

"Локомотив", №28. В центре русла стоит огромный "паровоз" - камень шириной около трёх, высотой около пяти и длинной около двадцати метров. Если представить, что река не течёт, а это берега и камни несутся на нас, то получится натуральный поезд, давящий всё, что ему попадётся. Левая стенка всё ещё скальная. В районе локомотива у правого берега каменные гребёнки, слева чисто. До него у левого берега серьёзная бочка. За паровозом "всё выполаживается" и, действительно, Хингоу течёт обычным для каньона фоном.

Общая информация:

Дальше идём от улова до улова, посмотрев с берега только №28 и его "Локомотив". Наконец мы доходим до третьих скальных ворот Нижнего Каньона расположенных примерно под Горой-Тюльпан и чалимся после них. Третьи ворота (щель Кафтар-Гузар) сложены из плоских каменных пластин, на первый взгляд, видно несколько огромных вертикально стоящих плит, потом различаешь, что каждая из них состоит из множества плит поменьше и так далее.

Мы в улове, Юра в соседнем. Мы разделены скальным выходом. Поднимаемся на осмотр. Если порог окажется серьёзным, то мы оставим его на завтра, если нет, то пройдём его и после этого будем вылезать на ночёвку. Марина не хочет подниматься, просим её привязать наш кат за чалки к берегу, если мы не будем сегодня больше идти, и пробираемся вверх. По вертикали до дороги здесь 25-30 метров. Сначала идёт осыпь из мелких каменных пластин - конечный результат дробления створок ворот. Потом обычный песок и галька. Зигзагами, иногда хватаясь за кусты оказываемся на дороге. Здесь уже Юра, Вася, Папик и "Борис", ниже по течению видно порог. На полке, чуть ниже основной бочки, стоит Андрей с камерой.


Описание порога:

Проходим по дороге, смотрим порог. Это экземпляр из простых "трёхмерных", то есть "5- - 5" если в цифрах. В начале порога по центру русла огромная "черепаха", от неё и образуется то одеяло, которое мы увидели с воды. Левее её навал камней, постепенно деградирующий в пунктирную линию валунов вдоль левого берега. С самой "черепахи" сливается очень немного воды, так, что проезжать ей по спине желания нет - можно располосовать брюхо ката. Справа нормальный проход. Ниже "черепахи" корявое улово, позже в Васином описании порога я читал очень подходящее слово "диффузное", но тогда я пользовался словом "корявое" - это значит, что в нём много пузырей и вода движется в направлении течения реки, только чуть медленнее. Через 50 метров от черепахи ключевая бочка порога примерно на полрасхода у правого берега, плавно переходящего в центр. Перед бочкой, как раз на линии предполагаемого ненапряжённого ухода к её левому краю на расстоянии 10-15 метров до неё торчит каменный зуб, и на него мощный навал. После бочки у правого берега продолжается веселье в виде разнообразных валов и бочек поменьше, а слева, правее пунктира проходит очень дружелюбная прямая дорожка шириной 5-8 метров. Через 150-200 метров от главной бочки - правый поворот, а за ним река успокаивается.

Пристаёт папик, хочет рассказа о предполагаемой линии движения. Делиться не хочу, считаю, что ни к чему ограничивать свободу передвижения раздачей обещаний непосредственно не участвующим лицам и, вообще, линия очевидна. Зачем выражать в словах то, что написано самой рекой и выставлено на показ. КВ недоволен, видимо, ключевая бочка его очень волнует, а ничего кроме экзамена он сделать не может. Дипломатический манёвр достался Вове: он повторяет папину просьбу от своего имени. От напарника никаких умолчаний ни до, ни после, ни вовремя - приходится говорить. "Идём правее черепахи, жмёмся к ней, когда она кончится на траверсе резко влево перед зубом, а потом по халяве до конца и чего здесь неясного", - произношу скороговоркой, слушатели довольны, "выполняйте", - улыбается высокое начальство.

Эмоции:

Вася уже сходил вперёд, увидел как "всё выполаживается", рассказал нам и полез вниз. Мы похихикали и последовали за ним. "Главное, это не спуститься в другой каньон", - говорит Вова, действительно, с дороги очень сложно найти место из которого мы вылезли и можно случайно попасть метров на 10 в сторону и тогда по берегу до катов уже будет не пробраться.

Описание ЧП:

Вот мы на воде, идём походным строем с интервалом примерно в полминуты. Первый Юра, на съёмках видно, как он, абсолютно не напрягаясь, сделал траверс от правого края входной "черепахи" влево, в улово за один из камней пунктира. Вася с Маней следующие. Начинают траверс, исполняют "финт Тритона" с использованием зуба перед ключевой бочкой и скрываются из видимости. Мы ждём положенные полминуты, тогда мы уже привыкли к подобным "финтам" так, что никакого тревожного чувства у нас не возникло. Поехали! Наш кат щемится по краю "черепахи", в самом её конце ложимся на траверс, исполняем синхронные гребки, через некоторое время кат начинает заворачивать влево и я делаю дуговые от носа. В районе Вовиной (правой) кормы показался предбочечный зуб, кричу "вправо", и на отбойнике от зуба мы попадаем на заветную "халяву".

Когда мы проезжали мимо бочки увидел, как у правого берега в 20-30 метрах ниже неё мелькнул красный спасик, мгновенно включается режим боевой тревоги: "где кат? где второй плов

Автор
Сообщение
18.04.06 11:08:35
Владимир Лысенко
Просьба (кто знает) сообщить мне e-mail А.С.Краснова. Пожалуйста, отправьте эту информацию на мой e-mail vl@itam.nsc.ru.
Заранее благодарен

Необходимо авторизоваться