Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

Эпос Мутной воды. И немного пафоса. (tj08)

Эпос Мутной воды. И немного пафоса

(прим.ред. автор - Антон Свешников)

Предисловие

Таджикистан стал страной моей мечты достаточно давно. Примерно с тех пор, как я узнал, что самые интересные реки Союза текут именно там. Более-менее осмысленные попытки посетить Среднюю Азию я начал предпринимать в 2006 г. Той весной я поплавал по рекам Киргизии. Среднеазиатский колорит пришелся по вкусу, Тянь-Шань впечатлил, но хотелось большего. Хотелось в Таджикистан.

7 сентября двумя рейсами в Душанбе улетело 10 человек + 350 кг снаряжения. Цель поездки, обозначенная в декларации – туризм. Вот эти люди:

Андрюша – бесценный участник путешествия. Сливается с местным колоритом, обладает уникальной способностью торговаться. Если бы Андрей умел создавать реальность – он точно создал бы Таджикистан. Это на 100% его страна.

Вася – человек с уникальной интуицией. Хотите услышать трезвый взвешенный взгляд на перспективы прохождения того или иного препятствия – спросите его. Вместе с Андрюшей составляют экипаж катамарана-двойки под кодовым названием «Парни»

Гарик – представитель тверской диаспоры. Невозмутим и спокоен, даже если что-то идет совсем не так, как надо. Может вымутить все, что угодно где угодно.

Митя – также тверской. Напарник Гарика по кату-двойке под кодовым названием «Окурки» или «Тверские»

Саша – тверской. Самый возрастной участник путешествия. Представитель old-school сплава. Ранее бывал на многих реках Таджикистана

Леха – тверской, напарник Саши. Замечательный парень. Экипаж Саши и Лехи не успел заслужить кодового названия

Наташа – представительница прекрасной части нашей команды. Помимо сплавных обладает полезными скалолазными навыками, умеет лучше всех нас ходить по слэклайну, обладательница альпинистского железа и собственно слэка. Владелица аж двух фотоаппаратов.

Ленка – еще одна представительница прекрасной части нашей команды. Ей не лень заниматься финансовыми вопросами путешествия, за что ей огромное спасибо. Вместе с Наташей Лена стала первой девушкой, побывавшей на реках Таджикистана в женском экипаже катамарана-двойки. Кодовое название «Девчонки»

Паша – идеолог и организатор экспедиции. Человек, давно и серьезно больной Средней Азией. Обладает уникальным чувством воды. Знает наизусть лоцию Обихингоу, за что его очень любят друзья.

Тоха – ваш покорный слуга. В душе каякер. Напарник Паши по адмиральскому катамарану-двойке, кодовое название экипажа - «Джедаи»

Изначально цели поездки были такие: тур предполагался ознакомительным, планировалось посетить Фанские горы. Реки без легендарных ужасов – Матча, Зеравшан, Ягноб и Фандарья. Фан-экспедиция – в поисках бесконечного фана. Все произошло несколько по-другому. Вот так:

В поисках утраченного Фана

Люди, никогда не летайте самолетами разоряющихся авиакомпаний! AirUnion доставил нам немало трудностей. После 12 часов ожидания рейса и 4 часов полета мы ступили на выжженную солнцем землю независимой Республики Точикистон. Тверская диаспора нашей команды прилетела на день раньше, сняла дом и уже вполне освоилась в Душанбе. День ушел на оформление регистрации, закупку еды, дегустацию дынь, арбузов, винограда, персиков, яблок, снова дынь и снова арбузов. Павлик не стал заранее заказывать машину сопровождения на весь наш маршрут, предполагалось найти ее на месте. На поиски ушло два дня. В результате мы обрели УАЗ буханку с багажником на крыше и водителя Джурамбека, или попросту Джуру:

Джурамбек – водитель, ставший для нас настоящим Вергилием в Таджикистане. При помощи насвая умеет входить в симбиоз со своей буханкой, способен рулить сутками. Знает каждую собаку в Фанских горах, готовит прекрасный плов. Замечательный человек.

Дорога в страну Фана была долгой. Буханка ломалась. Как только она ломалась, так вся наша толпа сразу оказывалась в гостях у друзей или родственников Джуры. Пока водитель при помощи насвая и таджикских ругательств ремонтировал тачку, мы кушали, пили чаи, спали в гостевых комнатах, бродили по дворам аутентичных таджикских изб. В общем, никто не парился. Впервые прозвучало понятие «Этнотур». Я знакомился с восточной культурой методом глубокого погружения.

Река Матча порадовала большим расходом и непрозрачной водой. Первый день сплава был бы очень однообразным, если бы не две вещи: киль Саши и Лехи где-то в Щели и порог Звезда.

Вещь первая. Препятствия на Матче достаточно однообразны: валы в скальных сужениях (вся Матча и так течет в конгломератном каньоне, который иногда становится совсем узким). На просмотр таких штук мы обычно даже не вылезали. Так мы проехали входные ворота щели (Ужас-ужас-ужас по лоциям старших товарищей). Ну и вот перед нами очередное сужение, в котором что-то булькает несколько сильнее, чем раньше. Мы с Павликом подгребли под берег, откуда лучше видно, вытянули шеи, покрутились, и я изрек: «Херня, все просто. Идем по центру». За нами в тандеме поехал Саша с Лехой. Вот тут-то я впервые ощутил, что такое big volume. Порог скрывал первый высокий вал, и, забравшись на него, мы обнаружили в 10 м прямо по курсу невпупенную косую бочку. Два разгонных гребка, я оказываюсь где-то глубоко в чреве Вайтвотермамы, корма катамарана в воздухе, нас стаскивает вправо и отпускает, мы технично обходим вторую бочку и чалимся на страховку. Через 3 минуты из порога выплыл перевернутый кат с бойцами на борту. Мы долго заталкивали аварийное судно носами в улов. Было забавно.

Остальные экипажи разумно решили нормально просмотреть порог. Итогом стало чистое прохождение по левому краю. Лучше всех проехали порог девчонки.

Где-то после этого у нас с Пашей родилась следующая классификация препятствий по мотивам бессмертного ролика из интернета про удолбанного придурка: пороги бывают двух типов: «Ни хуя себе!» и «Опа!». Первый – это когда все очень большое и страшное, но видно заранее и легко обходится, а второе – когда ты забрался на простенький заходной вал несложного порожка и внезапно обнаружил там жопу мира.

Вещь вторая. Дело было после обеда где-то в сердце Большого матчинского каньона. БМК - очень своеобразное и красивое явление природы. Стены каньона сложены из конгломерата и высотой доходят до 200 м. Из-за выветриваний и эрозии стены украшены всевозможными башнями, грибами и замками. Стены каньона постоянно осыпаются, он меняет свое лицо.

Впереди показалось скальное сужение и в нем здоровенный обливник, делящий поток надвое. Наученные горьким опытом, мы причалили к бережку и пошли смотреть. Вот тут я приссал. Это был совершенно нетипичный для Матчи порог. Русло завалено огромными камнями, между ними летит вниз река объемом кубов 80, ударяясь в бом и поворачивая на 90 градусов. Порог на этом не заканчивается, но дальше этого бома не пролезть по берегу. Что дальше - не видно, страховку тоже не поставить. Оглядываюсь на предмет вылезания на дорогу – 200 метров вверх по крутой осыпи. Большая вода – это что-то особенное. К ней надо привыкать. Она страшная, очень сильно давит на психику. Я таких порогов до этого не видел. Потрясающее сочетание уклона, расхода, и херовой береговой обстановки. Провели девчачий кат до прижима, сели с Пашей в упоры – страховать Сашу с Лехой. Их экипаж решил реабилитироваться, что и сделал, прекрасно пройдя порог. Я боялся прижима, но, как выяснилось, перед ним стоит здоровенный отбойник, бояться особо нечего. Вторым пошел экипаж окурков, в самом начале их развернуло, и остаток порога они прошли как цветы в проруби, один раз их чуть не поставило на носовую свечу. Порог был явно не бесплатный.

Дальше была наша очередь. «Ни хуя себе!!» - проносилось в моей голове при каждой обойденной бочке и каждом пробитом вале. Все получилось так, как мы и планировали. За прижимом оказались совсем нестрашные плюшки, но в глухом каньоне. Чалимся на страховку.

Через 15 минут из порога по-собачьи выплыл Андрюша, и, не взирая на все наши попытки его спасти, предпочел залезть на скалы противоположного берега. Мы же довольствовались пойманным веслом. Стало совсем интересно. Где Вася? Где катамаран? Как там девчонки? Причалили в улов, чтобы подождать, когда Андрею надоест сидеть на скалах и он надумает прыгнуть в воду. Тут из порога выплыл катамаран на ровном киле с Васей на борту, который уморительно смешными движениями пытался зачалить. Мы затолкали кат на правый берег, Вася поделился впечатлениями. Все пошло наперекосяк с самого начала, парни проехали весь порог держась за раму, итогом стало попадание в прижим в самом конце. Там Андрюша решил покинуть судно, а Вася остался бороться за живучесть. В конце концов, ему удалось выпихнуть себя и кат их прижима. Баллоны после этого стали ближе друг к другу сантиметров на 20-30.

Потом пришли девчонки, Андрей переплыл реку и воссоединился с нами.

Это был только первый день сплава.

По-настоящему скучным был второй день. Бесконечный ветер в лицо и плесы. Пара не очень запоминающихся порожков. Из развлечений было:

Камнепад. Очень красиво камни размером с яблоко разгонялись по мелкой осыпи, поднимая клубы пыли и падали в реку.

Местное население. Я чувствовал себя рок-звездой. Мне махали, кричали, свистели, кидали фрукты, приносили еду. Народ очень любопытный и доброжелательный.

Персиковое и фруктовое дерево в закутке под скалой. Никогда не ел столько фруктов прямо с ветки.

Под вечер все устали от прямой гребли. Ночевали мы на водозаборной станции кишлака Айни. Покатались по Матче.

Дальше был Заравшан. Типа огромная ужасная среднеазиатская река. Но почему-то меня не покидало чувство, что меня наебали. Где легендарные срани? Где огромные бочки и циклопические валы? Большую часть сплавного времени занимались тем, что спорили, сколько же порогов было на Матче: два или один? К середине дня речка кончилась. Разобрали каты и поехали в сторону Искандеркуля.

Этнотур.

Искандеркуль – уникальное место. Посредине марсианского горного пейзажа расположено замечательное голубое чистое озеро. После мутных потоков Матчи и Зеравшана было очень приятно увидеть по-настоящему много чистой воды. Сразу же отожгла Наташа. Стоя на берегу, почти что в прибое, она поинтересовалась у Джуры, где же здесь брать питьевую воду. Я смеялся до слез. Мы поставили наш лагерь на территории бывшей турбазы всезоюзного значения. Там нам предстояло провести еще полтора дня. Слеклайн, пиво, баран, слеклайн, преферанс, купание, прогулка, баранье мясо шкварчит в казане, Искандердарья, водопад, мясо готово. Барана мы ели еще два дня. Мясо, потрошка, плов. Джура устроил нам настоящий праздник. Только европейский желудок совершенно не приспособлен к поеданию свежего барана, поэтому многие избрали своим любимым местом на Искандеркуле общественный засраный туалет. Но оно того стоило. Барашек был просто чудесен. Этнотур был в самом разгаре.

Потом был короткий переезд на Ягноб. Вот тут то я точно понял, где же меня наебали. В речку не налили воды. Через каменные сады на дне ущелья текло 10-15 кубов.

Фандарья тоже перестала быть притягательным местом для сплава, т.к. вдоль нее китайцы строили дорогу и постоянно что-то взрывали. Быть погребенным на реке под горой строительного мусора никак не хотелось.

Долго изучали геологическую катастрофу под названием Ягнобский Завал. Двести лет назад река Ягноб мирно текла по в меру глубокому каньону, пока с левой стены этого самого каньона не обвалилось несколько кубических километров горной породы. Образовалось естественное водохранилище. Еще лет через 50 вода нашла путь между камней, и теперь ЯЗ выглядит так: спокойная река ускоряется, прыгает через камни и уходит в огромную черную клоаку завала. Вид зияющего провала наводит на мысли о спелеокаякинге. Вода появляется из-под камней только через 2 км по горизонтали и метров 200 по вертикали. Геологическая история планеты творится почти что на наших глазах. Общее ощущение от увиденного: Подземный Чульчинский водопад.

Мутная вода

«Mama, vse vporadke, ya edu na Obihingou»

SMS домой

Настало время принимать решение. Впереди не так много времени, надо было определиться, чего мы хотим. Все хотели кататься, вот только где? С противоположной стороны хребта текли реки Сорбо, Канязь, Каферниган. Но вот была ли там вода, если здесь ее не было? Кроме того, лично меня сильно смущало то, что эти реки проще Матчи, их регулярно ходят даже овощи с Веслару, значит, особого фана там искать не стоит. И тут Павлик изрек: «Парни, я знаю одно место, где точно есть вода – Обихингоу»

Здесь следует немного рассказать о том, что я до этого знал о Хингоу. Обихингоу – одна из десятка сложнейших рек бывшего союза. Визитная карточка реки: мутная вода (собственно, название так и переводится с таджикского), похожая на слабый цементный раствор, огромные бочки и валы, и, конечно, порог Т34. Видео, где огромная четверка Черника ложится через нос, которое показали по всем каналам в связи с известными событиями, как раз оттуда. Река овеяна мифами и легендами. И главный из них – Хингоу проходима только на больших чететырехместных катамаранах. Правда, этот миф основательно пообтрепали каякеры в 2006 году, прошедшие Нижнее ущелье за 4 часа. Также я знал, что Объ – любимая река Паши, он был здесь дважды. В 2003 сплав закончился на пороге Т29, где произошла страшная уборка катамарана Васи Воробьева и Марины Мягковой, и где были сняты эпические кадры клипа «100 шагов назад», а в 2005 г Павлик не плавал, а сидел в машине береговой поддержки из-за мерзкой болячки.

«Но парни, все что мы ходили до этого – вполне рядовые пороги, на Хингоу нас ждут легендарные и даже эпические срани» - продолжал Паша.

Поскольку у нас демократия, были заслушаны все мнения участников. Саша стоял твердо за то, чтобы по Хингоу не плавать ни при каких условиях, девчонки были скорее против, чем за, остальные мялись, я же твердо для себя решил – я хочу на Обихингоу. Павликовы рассказы об этой реке давно будоражили мой мозг:

- Я за то, чтобы пощупать легенду за сиськи!

Путем несложных манипуляций большинство участников были склонены к жесткому варианту дальнейшего отдыха. Потом был ночной переезд через перевал Анзоб (3600 м). Если бы дело происходило при свете дня – я бы обосрался. Даже в темноте было понятно, что соверши Джура ошибку, лететь наша буханка будет очень и очень долго. Но он был предельно собран и бодр, возможно, из-за насвая, который постоянно употреблял. Ночевали мы в пригороде Душанбе, в доме Джуры.

Утром Вася отправил домой историческую СМС: «Мама, все в порядке, я еду на Обихингоу», и мы отправились в сторону Памира. Дорога заняла весь день. Ближе к вечеру наша буханка карабкалась вверх по дороге вдоль нижнего ущелья Обихингоу. Глаза Павлика горели: вода была невысокая по местным меркам, кубов 200 – 250, что давало реальный шанс покататься для удовольствия, а не снять очередной шедевр вайтвотервидео про уборку и спасработы.

На следующее утро я поздоровался с рекой и выпил несколько глотков совершенно непрозрачной воды Хингоу. Саша наотрез отказался плавать и разобрал свой кат. Леха ходил в полном обломе. Девчонки решили осторожно попробовать покататься. Итого, нас осталось 4 экипажа. Сплав мы начинали от Памирского моста – это средний участок реки, на котором расположены 2 легендарных порога, Лянгар и Езганд (вернее пороги называть Лянгарский и Езгандский), и 40 км плесов. Третий участок реки – собственно Нижнее ущелье, одно из сложнейших в бывшем Союзе наряду с Фортенбеком на Муксу, Майнакским ущельем на Чарыне, ну и Нижним ущельем Башкауса. Лоции у нас с собой естественно, не было, зато был Паша, помнивший наизусть все пороги и ориентиры.

Первый же порог под мостом убедил меня в том, что я совершенно не умею читать большую воду. А еще она очень сильно давит на психику. Валы и бочки таких огромных размеров, что мне становилось по-настоящему страшно. Поэтому в какой-то я просто решил довериться Паше, который прекрасно ориентировался в этом мире больших водных сисек.

Наш экипаж шел первым, река слегка сузилась и ускорилась, появились валы. «Пошли сходу» - сказал я. «Ок» - отозвался Пашка и мы поехали в порог. Когда чалиться было уже поздно, Паша сказал «Вообще-то в тот раз мы это смотрели – и тут же заорал, срываясь на фальцет – ВЛЕВА!!!!!!!» До меня не сразу дошло, что же мы объезжаем, поэтому первые гребки были слегка вялыми, но потом я увидел ЭТО. Огромная родеобочка через все русло оставляла только два узких прохода вдоль берегов, правый был ближе, но мы ломанули в другую сторону. Не успели, поставили кат носом вниз, пара разгонных гребков и мы валимся в НЕЕ. Господи, какая же она глубокая! Зацеп, катамаран стаскивает на кормовой серф, УДАР…..

Обычно, когда кат ложится через корму, я успевал посмотреть на окружающий пейзаж, на голубое небо, подумать «Ну вот, блять, накатались…» и схватиться за раму. В этот раз меня как будто сбило локомотивом. Чувствую натяжение упоров, потом сильный удар по голове – приводнение. Под водой цепляюсь локтем за раму, и вылезаю наружу. Нас промыло. Павлик здесь же, внутри рамы.

-Ты нормально?

-Да, ставим кат!

Цепляюсь ногами за поперечину, переворачиваем кат на ровный киль, вылезаем, садимся в упоры, чалимся на левый берег.

-Паша, что это было?

-Это была первая ступень порога Лянгар. Добро пожаловать в органы, сынок!

В общем-то, все мои кили были от нежелания смотреть. Перед каждой катамаранной уборкой в моей голове появлялась мысль: «Херня, идется с наплыва!». Блин, пора поумнеть и сразу при появлении этой мысли валить на берег и просматривать порог.

Остальная часть команды, понаблюдав брутальное зрелище, свалила в правый проход и зачалилась перед второй ступенью порога.

Лянгар – первый на нашем пути легендарный порог. Первую ступень мы уже прокатили, впереди была вторая. Пологая горка длинной метров 500 с огромными валами и 4 бочками почти через все русло. Приссав после киля, мы с Пашей проскреблись вдоль левого берега, местами перетаскивая кат через камни, потом оттраверсили на правый между двумя огромными бочками (траверс был «героическим» по моей вине – я забакланил в самом начале и мы потеряли драгоценные 10 метров), краешком зацепили нижнюю, но все прошло нормально, и зачалились после порога. Тверские парни решили не мелочиться, и поехали по центру. В первой бочке показали отличный кормовой серф секунд на 10, их вымыло, дальше они с очень большими глазами прижались к правому берегу. Парни и девчонки обнесли 2 первых бочки и проехали выкат порога без приключений.

Следующим порогом был Язганд. Такого я нигде до этого не видел (хотя так можно сказать почти про все пороги Обихингоу – они идут по нарастающей, и каждый следующий страшнее предыдущего). Порог расположен на правом повороте реки, длинной он километра 2. Огромная ширина реки, валы размером с дом, бочки размером с паровоз… Вдоль левого берега Паша зорко усмотрел относительно безопасную линию движения. Страховать этот порог можно только с воды, поэтому идем тандемом: сначала мы, потом тверские, затем Андрюша с Васей. Девчонки порог не идут.

При просмотре у меня возник ряд вопросов по поводу того, пролезем ли мы между камнями. В реале проходы оказались метров по 6. Мозги при прохождении ЭТОГО полностью отключаются. Сознание сужается до линии движения. Только рефлексы, четкие выверенные движения и команды Паши. Примерно к последней трети порога я полностью потерял ориентацию в пространстве и целиком доверился Паше и его чувству воды. Мы совершали какие-то замысловатые маневры с траверсами через всю реку, я только слушал команды и исполнял их так, как будто от этого зависела моя жизнь. В общем-то, так оно и было на самом деле. Что будет с тельцем, плывущим по этому месиву отдельно от катамарана, было предельно ясно.

Оби я впервые понял, зачем я второй год наяриваю на слаломнике по вешкам. Траверс по валу, прострел пониженного улова, использование тени от бочки для поворота. Все это я исподволь тренировал на каяке и совершенно не понимал, как это может быть полезно в катамаранном сплаве. На Хингоу все встало на свои места. При сплаве обычно выбираешь максимально спрямленную линию движения. На этой реке такая линия, как правило, упиралась в бочку размером с камаз с прицепом. Лавирование между огромными водными структурами было очень похоже на прохождение слаломной трассы.

После чалки пошли обносить девчачий катамаран, а Леха с Митей остались страховать парней с воды. Пока носили посудину, видели смерч в кишлаке высотой метров 30. очень впечатлило. Парни также прошли порог благополучно, правда, Андрей рассказал, что ближе к концу они случайно вырулили на центр и проехали пару циклопических валов. Глаза у него были по пятаку, сказал, что никогда ничего похожего не видел.

30 километров плеса оказались вполне текущей рекой, правда, без порогов. После двух легендарных сраней это было очень кстати. Очень порадовал огромный карман в конгломератной стене, куда легко поместились все суда нашей группы. Вода оставила на стенах кармана причудливо-пугающие рисунки. Долго рассуждали на тему, что это души погибших водников…

Чалка перед щелью Даштигюрк – воротами в Нижнее ущелье Обихингоу. Вылезание наверх по веревкам. Ночевка в чьем-то саду. Текилла и дыня. Принудительная лекция Паши об устройстве Нижнего ущелья с домашним заданием за ночь выучить наизусть все ориентиры порогов.

Into the lower Obikhingou Gordge

- Чувааак, сплавная история страны пишется на твоих глазах!

- Ага, большими такими коричневыми буквами…

Наташа с Леной предусмотрительно прямо с утра разобрали свой кат. Нас осталось 3 экипажа. Сборы были долгими, кто-то явно тянул время. Но вот, наконец, все в упорах – поехали. Порог в щели ничего собой не представлял, следующий – Красный – мы также проехали без просмотра. На берегу после порога, наполовину в воде валялся остов БМП – эхо совсем недавней войны. В большую воду железка наверняка образует собой вал или бочку. Долго фоткаемся на фоне милитаристского мусора.

Первый из легендарных порогов нижнего ущелья – Т27, или «Голубое озеро». Он расположен прямо под этим прекрасным местом, снизу открывается потрясающий вид на гору Тюльпан. Порог в который раз поразил меня размерами водных структур. Все препятствия Обихингоу обладают одной интересной особенностью – их нельзя описать. 3 километра неизвестно чего течет в конгломератном ущелье. 3 километра хаоса из пены. Валы и бочки, пульсирующие и стационарные. Пороги также нельзя толково запечатлеть при помощи фото или видео. Они совершенно не смотрятся, исчезает масштаб бедствия. Этими порогами можно насладиться, только проходя их.

Брезентовые туристы очень любят считать ступени порога 27. У кого-то получается 3, у кого-то 7. Каждая витиевата описана и категорирована как «Ужас-ужас-ужас». Я ржал в голос, когда после всего в Москве читал лоцию одного известного водника.

Андрюша с Васей занесли где-то треть порога и встали на страховку. Здесь, как и везде, спасконцы совершенно бесполезны – в случае неприятностей поможет только страховка с воды.

Прохождение описывать просто бесполезно. Помню только, что где-то к середине опять потерял линию движения и ориентировался только по командам Паши. Размеры проносящихся мимо нас водных сисек вселяли просто священный трепет в мои неокрепшие мозги. Тверские парни прошли порог без приключений, Андрюша с Васей красиво выкатали оставшуюся часть порога.

Где-то тут я поймал кураж – и дальше все пошло как по маслу. 28 порог мы бегло посмотрели и прошли без проблем, на 29 вылезали на дорогу, где нас ждала наша буханка с неплавающей частью команды. Смотреть порог стали из-за нежелания снять ремейк знаменитых «100 шагов назад», или «Стоша говно зад», как любит говорить Павлик. Размеры порога были традиционно огромны, но я уже насобачился прокладывать линию движения среди кажущегося хаоса пены. Проехали препятствие мы хорошо, с одним некрасивым телемарком.

«Все, парни, дальше я не был. Terra incognita» - сказал Павлик после 29 порога. Вася изъявил было желание свалить из ущелья, но товарищи быстро отговорили его. А дальше нас ждал порог 30. Нюанс заключался в том, что по смутным описаниям Власова порог расположен в глухом каньоне и является одним из сложнейших на реке. Что ж, посмотрим. Участки плесов в нижнем ущелье почти отсутствуют. То есть прогоны между порогами, безусловно, проще самих порогов, но одно как бы незаметно перетекает в другое, и понять, где кончился порог и начался плес очень не просто. Так же верно и обратное. И вот мы с Пашей заходим за поворот, вижу в 500 метрах впереди скальные выходы, образующие ворота, река начинает ускоряться.

- Меня терзают смутные сомнения, что мы уже приплыли, Паша.

- Ага, похоже. Чалка направо!

Чалимся уже в однозначном пороге за соленым притоком. Тверские теряют десяток метров, бегу за ними, хватаю кат за ручку, упираюсь ногами в камень. Митя с Гариком вылезают. Парни благополучно чалятся чуть выше нас. Вообще чалки на Обихингоу – достаточно интересное занятие. Подразумевается, что на реке такого расхода обязаны быть циклопических размеров улова. Они, конечно, есть, но совсем не там, где надо чалиться. Река прорезала себе каньон в конгломерате, а значит, береговая линия ровная, уловам просто не за чем образовываться. Поэтому почти все чалки для просмотра порогов – на струе. Все надо делать быстро и четко. Цена ошибки велика.

Итак, тридцатый. 2/3 порога расположены до скальных ворот, то есть вне каньона. Берег вполне проходим. Эта часть порога вполне обычна для Хингоу – огромные валы и бочки, не поддающаяся описанию мешанина из струй и потоков. А вот собственно в каньоне нас ждало самое интересное: на ¾ реку перегораживала огромная бочка. Узкий проход оставался вдоль левого берега.

Только вот первая часть порога идется по правой части русла. Можно и не успеть. Признаться, мы достаточно долго принимали решение. За огромным камнем в скальный воротах, с которого мы просматривали порог, обнаружилась узкая полочка, куда можно было обнести катамаран и стартовать оттуда уже почти в спокойную воду. Андрюша с Васей так и сделали

«Парни, времени уже много, если здесь что-нибудь произойдет, расхлебывать мы это будем до утра» - сказал Андрей, и это стало для меня мобилизующей командой. Я точно решил идти. Выбрали ориентиром красный камень в русле, после которого надо уходить влево, перегребая всю неузкую реку. Садимся в упоры, традиционное «С Богом!», поехали. Боже, как же колбасит в валах! Аккуратно обходим заходные бочки, вижу красный камень, изо всех сил гребу влево и вперед. Павлик кричит «Влево! Влево! Еще!» Стенка уже совсем близко, а вот и наша Мегабочка проносится справа от нас, вернее мы – слева от нее. Восторг, крики, чалка в огромный скальный карман на левом берегу.

- Ну что, Обихингоу не проходима на двойках?

- Ага, точняк! Надо написавшему это послать по возвращении диск с фото-видео, а также выкройки нашей двойки и адрес каяк-клуба, где его научат грести.

Тверские проходят порог без проблем, Андрей с Васей отгребаются от прижима, и присоединяются к нам. Они оказались незаменимы в Нижнем ущелье. Ведь организовать страховку с воды означает отказаться от прохождения самых вкусных порогов реки. Они это делали даже без просьб с нашей стороны. Спасибо вам, парни. Без вас я бы не чувствовал себя так уверенно.

Тридцатый стал для меня рубежом от «Я прохожу пороги» до «Я катаюсь по речке». Если первое подразумевает страх, преодоление себя, зажимание очка в кулак, скованность движений, то второе – получение чистого Фана. Ты точно знаешь, что сможешь реализовать свою линию движения, твое тело послушно и сильнО. Ты отдыхаешь, а не борешься за жизнь. Нечто подобное я почувствовал после покатушек на каяке в Абхазии. Я больше не буду бояться, никогда. Но уже здесь, в Таджикистане, я попробовал на вкус по-настоящему большую воду, и мне снова стало страшно. Но вот тридцатый позади, меня отпустило. Вернее накрыло пониманием смысла сплава, пониманием воды, единением с ней, как бы не пафосно это звучало.

31 проехали без просмотра. Брежневский прижим повеселил. Под слова Паши «Ну катамаранам-то прижим не страшны» наш кат с адским скрежетом полез на стену, а мы на верхний баллон. Уф, отпустило. К 32 подошли, когда солнце уже вовсю светило прямо в глаза. Идти пороги Обихингоу на кураже почти вслепую не хотелось, тем более всего 500 метров назад мы миновали нашу буханку. Привязываем каты, выбираемся из ущелья. Погрузились в наш Уазик, и Джура повез нас в чайхану на Голубом озере, где мы и заночевали.

С утра все обладатели фотоаппаратов разбежались по окрестностям выбирать наиболее удобную точку для фотографирования горы Тюльпан. Результатом стали несколько замечательных кадров этого прекрасного творения природы.

Доставка до наших катамаранов на буханке, одевание снаряги. 32 порог бегло просмотрели и прошли. Собственно, выделить то место, где начинается и кончается порог, нельзя. Просто в какой-то момент, ты понимаешь, что вот-вот начнется Тридцать четвертый, и пора чалиться. Ориентиры Т34 весьма узнаваемы: глобальный поворот ущелья направо и приток с левого берега.

Тридцать четвертый – эпическая срань, самый сложный порог Обихингоу. Видео с адским переворотом огромного четырехместного катамарана Черника видели, пожалуй, все. Паша заранее предлагал прибегнуть к экономящей время тактике «обнос без просмотра». Но в душе каждого из нас жила надежда, что по нашей, в общем-то, не высокой по местным меркам воде, среди хаоса камней и пены откроется витиеватая дорожка безаварийного прохождения. И мы красиво впишем свои имена в историю сплава.

Надежда умерла быстро, и, главное, очень легко. Я даже не испугался. Потому что относиться к тому, что мы увидели на просмотре, как к порогу, нельзя. Это явление природы наподобие Карагемского прорыва или Чульчинского водопада. Собственно, тот огромный слив, который снят в фильме Черника – это лишь малая часть порога. Грубо говоря – вторая ступень. Первая – традиционная для Хингоу мешанина из огромных валов и бочек. Вторая – эпическая водная горка с криво перекрученной струей и серией невероятных бочек. Эта ступень кончается где-то за левым притоком, перед огромным камнем в русле. Огромного котла, как у Черника, по нашей воде не было, но порог от этого проще не становился.

Больше всего нас интересовало, что же там дальше, за второй ступенью. Просмотр был с элементами скалолазания… Проявить навыки в смежном виде спорта решились только Паша, Вася и я. Было выяснено, что порог продолжается еще минимум километр. Это уже вполне проходимая срань с 4 бочками через всю реку. Решили, что обносим катамараны до притока, стартуем оттуда, и, прижимаясь, к левому берегу, сочимся вниз.

Обнос был тяжел. Таскать на плечах каты по пересеченной местности при сорокаградусной жаре в гидрокостюме – удовольствие для настоящих гурманов. В который раз подумал о том, какие же молодцы Вася и Андрюша, что обносили кат на страховку вчера.

Объясняем ребятам, которые не лазали с нами смотреть нижнюю часть порога, что идти надо впритирку к левому берегу и чалиться при первой возможности. Старт в традиционном порядке: сначала мы и тверские, потом парни. Выкатываем кусочек эпической горки, обходим обливник слева, со всей дури угребаемся влево, проходим краешек огромной бочки впритирку к берегу и резко уходим за глыбу размером с дом на чалку. Паша кричит: «Быстро вылезай, надо тверских чалить!». Выскакиваю на берег, занимаю удобную позицию для ловли ката. И тут я вижу следующее: красно-синий тверской кат идет прямо по центру реки, экипаж не предпринимает попыток уйти со струи. Чувствую неприятный холодок внутри. Кат валится в первую бочку, которую мы объехали слева, исчезает в пене на секунду, но выходит. Прибегает Паша.

- Ты видишь, что там?

- Вроде еще на килю…

Тверские валятся во вторую бочку, их стаскивает далеко вправо и выплевывает. Потом третья бочка. «Бля, парни, только держитесь!» - проносится в голове. Четвертую бочару они вроде бы контролируемо обошли и зачалились на правый берег.

- Паша, как, БЛЯТЬ, такое возможно?

- Падаванская удача. Пойдем, поймаем Андрюшу с Васей, сплывем вниз и все вместе дадим тверским пизды»

Парней ловить не пришлось, они зачалились прямо на огромную глыбу без нашей помощи. Потом мы тандемом сочились вдоль левого берега. Одну из бочек мы обнесли, благо нести надо было метров 10. Траверс на правый берег к катамарану Гарика и Мити. Как выяснилось из короткого, но очень эмоционального и насыщенного разговора, тверские не врубили, что же значит «идем впритирку к левому берегу и чалимся при первой возможности», шли чуть левее центра, и когда поняли свою ошибку, чалиться было уже поздно. Рассказали, что это был настоящий водный ад. Что ж, поверить в это было очень легко.

Классическая лоция Хиногу насчитывает 35 порогов. Но мы прекрасно понимали, что все могло сто раз поменяться, поэтому шли очень осторожно, стараясь хотя бы бегло просматривать вызывающие сомнения участки реки. Собственно, выделить этот самый 35 порог у меня так и не получилось. 34 плавно перетекает в огромную шиверу нон-стоп невероятной длины. Прошли ее не 5-6 промежуточными чалками. Горы начали потихоньку отступать от реки. Впереди показались выходы бордовой породы.

- Все, парни, ущелье кончилось! – сказал Павлик. А через примерно километр мы наткнулись на очередной порог. Это было явно что-то совсем свеженькое. Порог был образован еще не отесанными водой огромными камнями, с

Автор
Сообщение
05.11.08 14:56:27
Лахматый Йо
Ошалеть! это - 5!

PS по впечатлениям от рассказа возникает мысль, что "тверские" и Тема Рафальский - близнецы по духу. ;)
05.11.08 17:01:13
Garrry
Тверские спрашивают: а кто такой "Тема Рафальский"?:)

И кстати, матчинскую щель мы с Митей шли без просмотра по центру, сразу за кильнувшимися товарищами...

А эпос зачетный, аффтар молодец!
05.11.08 17:37:31
Garrry
И особый мегареспект за фразу "...их регулярно ходят даже овощи с Веслару...".
05.11.08 18:00:56
Лахматый Йо
Сложно объяснить кто такой Тема Рафальский в двух словах.
*попробую*
Это МЕгаЭкстремал, легко и без всякой подготовки делающий вот так. :)
То есть отчаянные (с моей точки зрения) ходы при наличии базовой подготовки к таким шагам - вот его профиль.
Как говориться, героям - слава!

PS я никого не хочу обидеть - напротив, я завидую тем ощущениям авантюры, незамутненным прагматичной осторожностью.

отредактировано
Лахматый Йо: 18:02 05.11.08
05.11.08 20:16:14
azik
Что значит, уметь складывать много сложных слов. Все фото сразу ожили. Спасиб за такое удовольствие!
06.11.08 09:34:59
Bardak
Отличный отчет. Уважение больным водой :)
06.11.08 10:41:07
Rozhka
Супер!
06.11.08 12:28:25
Pit
Ну вы красавцы/вицы! (некоторые - с частично ампутированным гепоталамусом по-ходу :))) Жаль, что не вышло с вами поехать...
Антохе увага - действительно фотки оживают. Пашу поздравляю с осуществлением мечты!
13.11.08 14:14:40
larisa1
HELLO
Compliment of the season I'm miss larisa Dabah i pass through Ur meail address today at(http:www.catflirt.de)and was move with passion of love,as you can see that love is a continues journey&also both of us are looking the same thing in life,so please let's give love a chance in our life to take its position,here are my personal box(larisa_love44@yahoo.com)please contact me personal so we can know more each other,also for me to sent to you my pictures ok, remember that age or colour even distance can't stop a genuine love,thanks for Ur understanding I'm waiting to read from Ur mail,
MISS LARISA
oFiget
27.01.09 01:59:44
cuca
Отличный отчет... сразу решил не писать... перечитать.
Наглядное и живое описание всей движухи и окружающей действительности.

И... легкий слог!
Все-таки, много смысла во фразе "все татарин, кроме я..." :)))
(это я уже про себя)
27.01.09 18:09:03
azik
Паша я был в Астане, и когда просматривал фотки с местного океанариума, на 2-х фотографиях одной рептилии возникало чувства де-жа-вю, баян, где-то это было, кашпец.
И я нашел оригинал, Кука спасибо!
27.01.09 18:10:11
azik
забыл смайлики поставить :)
27.01.09 23:06:47
Pooh
ичто? ты ждёшь спец приглашения? :)