Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

С.Здоров: Эльбрус со второй попытки

Впервые желание взойти на Эльбрус появилось у меня в 1975г., т.е. 35 лет назад. Но тогда не получилось, и я вернулся к этой идее в 2009г. Первая попытка не удалась – я смог дойти только до седловины. Основной причиной неудачи считаю недостаточную акклиматизацию (6 дней), разумеется, для моего возраста и моего физического состояния. Но я не сдался и решил повторить попытку, лучше подготовившись. Восходить решил с помощью турфирмы Эльбрустурсервис. Почему через фирму – ответ простой – фирма обещала оформить пропуск в погранзону.

На вершине ЭльбрусаИ вот 10 июля я с дочкой Леной вылетели из Оренбурга в Мин-Воды.

10 июля – суббота – прибытие, заселение в отель Чыран-Азау.

11 июля – воскресенье – акклиматизационный выход на водопад Девичьи косы.  По дороге познакомились с Натальей Алексеевной, Леной и Димой. У водопада отдохнули и решили пойти дальше пока хватит сил. Дошли до 105 пикета. На обратной дороге нашли огромные заросли кресс-салата. Я съел целую охапку – и усталость как рукой сняло.

12 июля – понедельник — гора Чегет – стандартный подъем до верхней станции канатной дороги.

13 июля – вторник — однодневный поход в долину Ирик-Чат вдвоем с Леной. Это был наш самый длинный выход. С 9 утра до 19 вечера мы прошли не менее 30км. В долине Ирик-Чат есть интересное явление природы – так называемые «Песчаные замки».

14 июля – среда – день отдыха. С утра съездили на поляну нарзанов, возвращались пешком и вдоволь «попаслись» на земляничной поляне. После обеда не выдержали и рванули вверх. Вышли в 15:20 и дошли до Старого Кругозора за 1:40. Вернулись на канатке со сноубордистами.

15 июля – четверг – в 9:00 стартовал с поляны Азау.

П.Азау – Старый Кругозор1:10
Старый Кругозор – ст.Мир1:40
Ст.Мир – Гара-Баши0:45

Дошел до Приюта 11 в 14:30, т.е. за 5:30.
На обратной дороге начался дождь, под дождем спустился до ст.Мир, и оттуда на канатке.

16 июля – пятница – в 10 часов проводил Лену и в 11 пошел в ущелье Азау. Идти очень тяжело – сыпухи и камни. Дошел до языка «мертвого» льда. Упал и сильно ушиб правую ягодицу. Ущелье короткое, но удобной тропы практически нет.

17 июля – суббота – ущелье Адыл-Су. Красивейшее место! В этом ущелье надо пожить с неделю, чтобы во всем разобраться. Альплагерь Джан-Туган – МВТУ им.Баумана. До Зеленой гостиницы не дошел из-за реки. Дошел до ледника Кашха-Таш. До Турьих озер не дошел, т.к. не знал дорогу.

18 июля – воскресенье – с утра пасмурно, накрапывает дождик. В обед сходил на Старый Кругозор, и то попал под дождик.

19 июля – понедельник – ущелье Шхельда. До «улыбки Шхельды» тропа замечательная, дальше плохая. Шхельда – красивое ущелье.

20 июля – вторник – поднялся на Бочки пешком, спустился на канатке. После обеда ходил к верховьям реки Гара-Баши. Вечером встретил Мажида в кафе Free Ride. Он взял группу из 4-х москвичей, и я напросился с ними. Отдал ему 15 000 руб.  за услуги гида и за ратрак. Договорились подниматься на Бочки на следующий день.

21 июля – среда – вместе с Мажидом купил продукты и взял напрокат ботинки Асоло 46 размер и кошки. Хотели подниматься на Бочки, но шел дождь, поэтому отложили подъем на следующий день. После обеда дождь перестал, москвичи поднялись на Бочки, а я прогулялся до Старого Кругозора (уже 4-й раз в этом сезоне!).

22 июля – четверг – поднялись с Мажидом на Бочки. Заселились к Асхату в ВИП-бочку, разложили вещи, попили чаю и вместе с москвичами (Денис, Диана, Кирилл, Юля) сходили до Приюта-11.

23 июля – пятница – с утра дождь. В 11 часов дождь перестал, и мы вышли на скалы Пастухова.

От Бочек до Приюта 111:30
От Приюта 11 до скал Пастухова1:45

На скалах ветрено, идет мокрый снег. Очень неуютно. На завтра прогноз погоды плохой, но надо идти.

24 июля – суббота – Мажид посмотрел на небо и решил выходить. Света в бочке нет – накануне сошел сель и повредил трансформатор. Я встал в 2:30, умылся, оделся, заправил термос чаем. Поели овсяной каши. В 4:30 подъехал ратрак. Подобрали корейца, отставшего от своей группы.

В 5:00 стартовали от скал Пастухова. Сначала шли за большой группой иностранцев (человек 50 вместе с гидами), которые подъехали раньше нас, потом обогнали их. Кругом туман, ничего не видно. Вершин Эльбруса тоже не видно, и седловины не видно. Куда идти не видно. Кирилл стал отставать, и Мажид отправил его с женой обратно.

На косой полке пошел снег, ветер усилился, началась настоящая пурга. Дошли до седловины, я рассчитывал отдохнуть и отдышаться, но Мажид не дал. Дал только выпить чашку чая и погнал вперед. На седловине были ровно в 9. С седловины подъем очень крутой. Иду, напрягая все силы. В голове только одна мысль – не отстать. Диана стала тормозить, и я раз 10 толкал ее в спину – иди! Тропа постепенно выполаживается.

И вдруг ко мне подходит Мажид, пожимает руку и говорит: «Поздравляю, ты на вершине!» и показывает на камень с памятной табличкой. Рядом стоит 16-кг гиря красного цвета. На вершине мы были ровно в 11.

Вершина ЭльбрусаМажид делает групповой снимок, и мы начинаем спускаться. Я делаю несколько шагов с вершины и вдруг слышу слева женский голос. Слов не могу разобрать, но кажется, что голос просит о помощи. Поворачиваю голову налево – ничего не видно, сплошная белая круговерть, машинально делаю шаг влево и… падаю с крутого обрыва (градусов 70) в сторону Карачаево-Черкессии. Сначала скольжу на спине, потом переворачиваюсь на живот и задерживаюсь. Пытаюсь встать – не могу. Видимо от шока, вызванного падением, полностью потерял ориентацию в пространстве, не могу понять, где я и куда надо идти. Начинаю кричать: «Мажид! Мажид!»

Он откликается: «Сергей! Где ты? Что там делаешь? Иди сюда!»

-«Я не могу!»

Мажид подобрался ближе и кинул мне веревку с петлей на конце. Я продел лыжную палку в петлю, и Мажид с Денисом потащили меня наверх. Я проехал на животе метров 20 и воткнулся лицом в снег. Мажид поднял меня на ноги и сказал: «Срочно вниз! Буран усиливается».

Я почувствовал, что у меня отмерзают кончики пальцев. Мажид дал мне свои верхонки. Как шел назад помню плохо. Помню, что несколько раз падал и съезжал куда-то, но недалеко. Мажид на меня орал.

Я постепенно отстаю от наших и в какой-то момент теряю их из виду. Иду по красным флажкам. Прошел 2-3 флажка в одиночку и вдруг – не вижу следующего флажка. Тропу замело полностью. Пытаюсь идти в том же направлении вниз, но почему-то иду на подъем. Вернулся к флажку, огляделся. Первым побуждением было куда-то идти, искать тропу или искать следующий флажок. Но потом в голову пришла мысль, что если я уйду и заблужусь, то меня не найдут в метель. А если останусь около флажка, то обязательно найдут. И тут я успокоился, достал термос с чаем, сел на рюкзак, не торопясь выпил чаю. Еще раз огляделся и увидел людей. Спустился вместе с ними до скал Пастухова.

Там несколько ратраков. Оказывается, МЧС объявило на горе чрезвычайную ситуацию из-за бурана и стало всех эвакуировать вниз. Для меня это оказалось очень кстати – у меня уже не было сил идти. Доезжаем до Бочек, и я валюсь на нары. Заснуть не могу, мысли расплываются, голова гудит. Но одна мысль постоянно пульсирует в голове: «Я взошел! Я там был! Я там побывал!»

Часа через 2 встаю, пью много чая, ем курагу, орешки. Остаюсь ночевать на Бочках.

25 июля – воскресенье – спускаюсь с Бочек, принимаю душ, бреюсь. Сходил пешком в кафе Ай, поел хичины с барбарисовым чаем. По дороге обратно в отель поел немного черники. Вечером зашел в кафе Фрирайд, а про меня уже все знают (была утечка информации от Мажида), расспрашивают как я умудрился упасть с вершины Эльбруса в Карачаево-Черкессию)) Я рассказал про голос, мне объяснили что это была Эльбрусская Дева…

26 июля – понедельник – решил сходить в ущелье Юсенги и не пожалел. Ущелье начинается около села Тегенекли. Ущелье очень красивое, тропа приятная. Дошел до реки, стекающей с ледника. Ущелье совершенно пустынное, не встретил ни одного туриста, только 5 нарядов пограничников, и каждый проверял у меня паспорт и пропуск. В нижней части ущелья Юсенги – пансионат ФСБ.

Ну все, завтра домой.

Автор текста, Сергей Здоров.