Цвет темы

orange default grassgreen green pink red

Container Selector

комментарии

Каретка велосипеда (кареточный узел)

Каретка велосипеда (кареточный узел)

Каретка (bottom bracket), представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла - передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.

Типы кареточных узлов.

Все каретки можно разделить на открытые и закрытые, так называемые картриджи или капсулы. Иногда можно встретить и "полукартриджи". В первом случае, вал вращается в подшипниках, установленных в чашках, которые в свою очередь ввинчиваются в кареточную трубу рамы. Недостатки этого типа кареток - необходимость точного изготовления рамы для избежания перекосов и сложность организации качественной защиты подшипников от внешней среды.

Картридж каретки позволяет избежать этих проблем: подшипники находятся в жестком корпусе, который вворачивается в велосипедную раму. Это исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. В картридже можно удобно разместить качественное уплотнение вала. Крое того, подшипники будут защищены от ржавчины, которая может осыпаться с внутренней стороны труб рамы. Большинство картриджей неразборные, но есть и разборные, например, недорогие картриджи Shimano. Желательно выбирать картриджи с хромированным внешним покрытием (например, Shimano Deore LX и выше) и обильно смазывать во избежание "прикипания" к раме.

В то же самое время нельзя сказать: "открытая каретка - плохо, картридж - хорошо". Например, при попадании грязи в открытую каретку ее можно прочистить и собрать с новой смазкой, в то время как картридж в таких условиях быстро износится и выйдет из строя.

Типы соединений вала каретки с шатунами.

На очень дешевых велосипедах неизвестного производства нередко можно встретить каретки, в которых кареточный вал и шатуны представляют собой единую деталь. Такие "одноразовые" каретки не выдерживают никакой критики.

Для велосипедов советского и российского производства характерно соединение вала каретки и шатунов при помощи шпонки (клина). В существующем исполнении - ненадежная конструкция, которая часто разбалтывается, если шпонка не была завинчена как следует перед первой поездкой (а на новых велосипедах она очень часто закручена слабо). Единственное достоинство этого типа соединения заключено в возможности достаточно легкого снятия шатунов без специальных съемников.

На большей части импортных велосипедов используется соединение с посадкой шатунов "на квадрат". Концы вала в таких каретках выполнены в виде конуса квадратного сечения. Соединение получается весьма жестким и не разбалтывается со временем, так как основная нагрузка идет на сам вал, а не на шпонку, как в предыдущем типе. Вал и шатун соединяются болтом под рожковый ключ на 15 мм или шестигранник на 8 мм, на самых дешевых каретках, например, Shimano Tourney, шатун крепится гайкой. В этом случае, для снятия шатунов приходится использовать специальный съемник.

На более продвинутых велосипедах, как горных, так и шоссейных, сейчас используется шлицевое соединение вала каретки и шатунов. Существует два стандарта: Shimano OctaLink, который используется только Shimano в группах Deore - XTR, и, появившийся в 2000 году (из-за лицензионных требований со стороны Shimano) ISIS Drive, поддерживаемый такими известными компаниями, как Bontrager, Chris King, FSA, Race Face, Stronglight, Truvativ. Оба типа соединений несовместимы из-за разного числа шлицов и их конфигурации. Шлицевое соединение позволяет достичь еще большей жесткости, чем квадратное, а также, использовать в каретках пустотелые валы большого диаметра для снижения веса и увеличения жесткости последних.

Размеры кареток.

При установке каретки необходимо учитывать следующие размеры: ширину кареточной трубы рамы (bottom bracket shell), тип правого фланца, длину вала (axle length) и параметр chain line.

Ширина кареточной трубы может быть одного из трех размеров: 68 или 73 мм типа BSA или 70 мм итальянского типа. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбами. Наиболее распространены два первых типоразмера, причем еще существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звезды системы, относительно средней плоскости рамы велосипеда (параметр chain line). Характерные значения - 47.5 и 50 мм. Характерные длины валов под шлицевое соединение - 113 и 118 мм, а под квадрат их достаточно много: от 116-127 для Shimano Tourney, 116 для Shimano Altus до 108-113 для более высоких групп.

Автор
Сообщение
20.05.07 17:46:19
Друзья, у меня щелчки появились при кручении под нагрузкой, скорее всего в каретке. Я тут посмотрел в Инете, советуют менять каретку или вытащить и промыть керосином. Но как я понял подседельная труба соединяется с полостью в которой находится каретка, так вот, что если через нее керосинчику залить и таксать прополоскать таким образом каретку (потом лисапед перевернуть и вылить)?
21.05.07 10:00:42
Kamrad
Если каретка в виде картириджа, то - это НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЙ узел.. Если каретке-картриджу кабзда, то придется менять на новую.
Если каретка сделана как обычно - ось с шариками-подшипниками, то тут можно что-то пытаться делать. Если ты нальешь внутрь керосину, ты вымоешь всю смазку. Соотв-но, сам понимаешь, как каретка будет без смазки работать. Чтобы набить новую смазку, нужно разбирать каретку.
Так что в любом случае нужно разбирать..

Кстати, буквально неделю назад у меня тоже появился жуткий хруст в каретке. Подумал всё.. пепец. надо покупать новую каретку. Разобрал всё, стал смотреть... Каретка в идеальном состоянии. Странно думаю.. Стал дальше изучать. Оказалось, что со временем расстроился задний переклюк, и цепь хрустела и тёрлась об кассету. Вылечил.
Мораль - если хрустит в педалях, то не факт, что это каретка паламалась:)
21.05.07 10:15:00
Лахматый Йо
в принципе метод можно использовать конешно. только после промывки надо еще и смазать - так что придется налить-напихать потом через подседельную трубко масла.
Не обращайте внимания на скептические замечания по вашему методу - по-любас у вас там что-то промоется...ну хотя бы подседельная трубко. :)))
Так же подобный метод-принцип рекомендуется использовать для носков. Если у вас загрязнились носки - не вынимайте их из своих валенок, не надо. Просто разведите порошок стиральный в воде и вылейте раствор к себе в валенки. Походите так немного (дня два-три), на хлюпы не обращайте внимания - так надо! затем можете выливать все из валенок... видите, грязненькая водичка течот?? стопудово носки постирались! Теперь их, канешна, надо прополоскать. Для этого налейте туда ешо воды (чистой) и походите еще дня 2. Выливайте!! видите, водичка уже почище пошла?? Носки прополоскались!! Заметьте, насколько это легче и проще стандартного метода стирки носков.
Мега-бонус: стирая подобным образом носки, вы дополнительно отбеливаете себе пятки!
:))))
PS если серьезно: эффективность-надежность описанного вами метода практически равна "0". Если вы хотите почистить-смазать каректу - рекомендуется все-таки разбирать кареточный узел. Если каретка картридж - каретку возможно придется.необходимо заменить.
Однако, исходя из некоторого опыта, посоветую вам попробовать сначала подкрутить педали - часто стуки-щелки в каретки обуславливаются банальным люфтом в соединении шатуна педали с кареткой.
если при подтягивании педалей щелчки уменьшились - стопудово так и есть. ;)
Люфт может быть вызван либо раскручиванием болта, либо износом соединения. (Либо и тем и другим ;) )
21.05.07 11:43:08
Автор метода от: 17
Про носки посмеялсо, спасиба:)
У меня еще такая муйня - если крутить педали, таким образом, чтобы нажим был только с той ноги которая впереди, то ничего не щелкает. То есть щелкает, только когда педали нагружены таксать на излом, одна нога давит, а другая на холяву на противоположной педали вверх едет. Если эту самую ногу чуть отрывать от педали, то щелчков нет. Это о чем-нибудь говорит? Может это помочь уточнить диагноз?
21.05.07 11:54:35
Автор метода от: 17
Да, а смазка для каретки какой должна быть?
Я вам есче темку для постебацца паткину - что еси и смазку через подседельную трубу залить? Или смазка типа вязкая должна быть, как мармелад?
21.05.07 13:39:35
Лахматый Йо
Блин. Вова, спаси, я лопну. :))))))))))))))))))))))))))))
1. То что вы описываете - очень похоже на незакрученные педали (см. мой пост выше и внимательнее!!)
попробуйте закрутить педали - оцените изменения.
Если изменений нет - надо снять педали, осмотреть шлицы (скорей всего они будут изношены - т.е. придется менять детальки, да-да-да)
Если шлицы-углы не смяты/скручены/сточены, а напротим, блестят ровными гранями - то проблема в каретке.
Попробуйте ее разобрать и все такое... Удачи!.
2. Про смазку:
Смазка должна быть типа для каретки. Но если хотите смазать мармеладом - мажьте! По крайней мере потом можно будет руки облизать (тока обязательно используйте специальный мармелад - кареточный!).
Заливать смазку в подседельную трубу безусловно можно - это аналогично тому, как в валенки к носкам во время полоскания добавить питательный крем для ног... ну чтоб за ногами типо уход произвести! :))
В принципе, предлагаю Вам ещо залить смазку в руль (чтоп смазать рулевую колонку и всетакое - используйте смазку типо как смазку), в подседельный штырь напихать смазки типо джема (он равномерно будет валитца оттуда на каретку- равномерно-сладкая жизнь последней обеспечена... запомните, каждой каретке нравицо свой джем: вашей падайдиот сливовый!), а также смазать салом крылья-щитки...да и вапще всю раму (они не будут промокать!).

PS п.2. просьба не вопринимать всерьез.
21.05.07 14:25:16
Автор метода
Балин, я не знаю что такое шлицы! На этом сайте есть фотки с изображением оных? Но, чем бы они ни были, вряд ли они изношены ибо лисапет я купил о прошлом годе и всего чуток прошлым же летом покатался. И сейчас пару раз выехал.

Про смазку. То есть в магазине надо спрашивать "смазку для каретки"?
Я имел ввиду может ли служить смазкой обыкновенное машинное масло, которое, как известно, льецца, а вот если что-нить типа мазута должно служить смазкой каретке, то даже я не умудрюсь его до каретки через подседельную трубу дотолкать:)
21.05.07 14:34:00
Kamrad
Разбери кареточный узел!%) Срочно причём. А то Лохматый не выдержит и лопнет:))
Лучше один раз увидеть, чем..

Смазка - типа литол.
21.05.07 15:38:55
cuca
Сборщики байков часто грешат тем, что экономят на смазке, что сразу сказывается на работе разных загруженных узлов, таких как каретка.
Учитывая, что ты почти не ездил, это скорее всего твой случай. Сама деталь каретка должна быть в порядке. Звучат недостаточно смазанные места контактов.

Разбери полностью кареточный узел и смаж его густой (консистентной) смазкой. Подробнее про смазки смотри здесь.
21.05.07 21:52:57
Автор метода
Друзья, по-моему сегодня я локализовал источник щелчков. (Это даже скорее не щелчки, а такое тыньканье глухое - тынк, тынк или тук, тук. Или даже смесь щелчка и тынка). Я велосипед перевернул и руками стал крутить педали с нажимом. Так вот, это педалька сцука тукает! Правая. Прям даже в руку отдает. Как ее лечить?
А каретка может стучать, так чтобы только в одну педаль отдавалось?
22.05.07 00:28:47
cuca
Проверь каретку и вопрос отпадет.
Если не отпадет и это не каретка, то заводи новую тему в "Вело-форуме", там все и обсудим. Проблему устраним.
Не стоит развивать тему хруста педалей в обсуждении статьи про каретки :)
22.05.07 09:07:11
Лахматый Йо
Кука, спорим у него "квадрат" каретки полетел?! :)))
22.05.07 11:42:33
cuca
Только заметил про "тук", что означает люфт. Люфтить спокойно может и раздолбанная каретка и плохо посаженные шатуны и плохо посаженная каретка. Каретка почти новая? да и стучит с одной стороны, возможно шатуны.
А спорить - в бар или в отдельную тему.
28.05.07 16:07:00
Автор метода
Друзья, большое всем спасибо, я узнал много нового о каретках, но стукала все таки педалька, я ее смазал и подтянул и стук исчез.

Лахматый гани деньге Куке:)
28.05.07 16:25:24
cuca
Поздравляю!
Со смазкой судя по всему разобрался, молодец!
28.05.07 18:30:00
Лахматый Йо
Блин, где справедливасть,а?!
Вот аффтар вапще внимательно четал мое первое?? (даи второе сообщение тоже)

словосочетанию "Скорей всего" - мне кажетца наиболее точно подходит определение "наиболее вероятно"....
23.04.08 10:25:08
hgusein
Доброе время суток всем. Хочу рассказать как я обслуживал "необслуживаемый" узел под неймом каретка. Агрегат trek3700, какая у него втулка - в душе не знаю, но в прошлом сезоне пришлось пройти по воде, и в этом сезоне как говорится = "хруст появился". Снимаю шатуны, вытаскиваю каретку. Понимаю что фиг я её разбиру, делаю аккуратные (!) пропилы натфилем в аллюминиевом корпусе - метод анализа - хотелось удостовериться в простоте устройства. Затем эти надрезы помогают при промывке. После, с небольшими надрезами каретку погружаю в обрезок полторашки с дизельным топливом (!), полоскаю, вымываю песок и ржавчину. Далее немного секса .. в аптеке шприц медицинский, в него Литол (я консерватор, а так на любителя ШРУС тама и ли чего кому что) через обломок иголки от шприца можно выдавливать смазку =) .. Дык вот этим обломком лезу под резинку сальника (он вот с торца глядит) и по порции туда .. так по-кругу. Вот вроде все, смазки нахлобучил. На треках мне эта каретка что то изначально не понравилась своей "открытостью", уж слишком плохо сальник защищен. Не отходя от кассы в автомагазине =) за 15 рублей пыльники на шаровые опоры 2106 - обрезаю по втрой виток гармошки, - тянешь на фланец раммы при установленной каретке, ставишь костыли (шатуны) .. вуаля =)
Я пока не испытываю ничего отрицательного.
03.04.10 19:47:32
Гр
Как разобрать Юса каретку?????

Необходимо авторизоваться